Как и следовало ожидать, европейские политики выразили недовольство действиями международного рейтингового агентства S&P о пересмотре кредитного рейтинга целого ряда стран еврозоны. В частности, федеральный канцлер Австрии Вернер Файман на своей странице в Facebook сообщил, что решение S&P о понижении рейтинга центральноевропейского государства говорит о том, что «Австрии пора стать более независимой от финансовых рынков».
Президент Кипра Димитрис Христофиас назвал понижение рейтинга страны на две ступени «неприемлемым», отметив, что рейтинг был понижен «именно тогда, когда экономика Кипра начала выходить из кризиса».
Ну а министр иностранных дел Германии Гвидо Вестервелле, как и полагается представителю лидера ЕС, не просто выразил свое недовольство, но и сделал конструктивное предложение, согласно которому Европа должна создать свои независимые рейтинговые агентства вместо того, чтобы полагаться на американские (а также, отмечу уже от себя, английские).
Разумеется, пресс-секретарь S&P Мартин Уинн с негодованием отверг мнение о том, что решения S&P о понижении рейтингов стран ЕС могут быть политическими, ссылаясь при этом на мировую репутацию агентства и его рейтингов. Однако сказано это все, конечно, на публику: политики-то точно знают, как и что делается в мире.
Вопрос в другом. Ну будет в мире несколько агентств (напомним, Китай свое уже создал, и оно активно понижает рейтинг США), которые начнут давать противоречивые сведения, и какой тогда в них смысл? Напомним, что появление данных агентств – это не случай, а естественный результат развития мировой экономической системы.
Грубо говоря, парадигма научно-технического прогресса (НТП), в рамках которой мы живем уже лет 300, предполагает постоянное углубление разделения труда. А это, в свою очередь, создает всем участникам рынка массу проблем, связанных с получением информации о партнерах. Ну, скажем, вы производите что-то жутко технологическое и в качестве комплектующих используете тоже нечто жутко технологическое, что производит некая фирма Х. Беда только в том, что в ее производстве ваши комплектующие составляют 3%, и хотя по ним все хорошо, но, производя только их, фирма не выживет. И возникает необходимость узнать, а как у фирмы Х обстоят дела во всех остальных ее производствах; в противном случае в какой-то момент вы можете оказаться в ситуации, когда поставки вам прекратятся, а найти нового поставщика зачастую возможно лишь спустя многие месяцы.
Но как получить информацию о работе совершенно неизвестных компаний? Кроме того, есть еще одна проблема: даже если информацию получить, как ее обрабатывать? Создавать аналитические центры, которые будут оценивать состояние дел всех партнеров всех ваших партнеров? А если цепочка будет развиваться дальше?.. И это должны делать вообще все фирмы, которые хотят стабильно работать в современных условиях!
Такое, конечно, невозможно. И, как и полагается в соответствии с идеями разделения труда, начинают появляться специализированные компании, единственной задачей которых является оценка состояния дел в различных компаниях, которые за умеренную цену (клиентов-то – пруд пруди!) эту информацию продают. Заинтересованы в этом и банки, поскольку им тоже сложно определить реальную финансовую устойчивость всего бизнеса действующих и потенциальных клиентов.
Ну а затем, когда выясняется, что банки вообще без рейтингов кредиты не выдают, меняется и финансовая схема самих агентств: они перестают брать деньги от тех, кто пользуется их рейтингами, зато берут их от тех, кто хочет такой рейтинг получить. Всё, современная ситуация возникла. Беда только в одном: если тебе кто-то платит деньги, то он имеет право на некоторое снисхождение. Особенно если оно специально оплачивается...
И ладно бы только это. Вся современная экономическая модель построена на стимулировании спроса; только в США масштаб соответствующих действий достигает нескольких триллионов долларов в год. Я уж не буду здесь повторять свои расчеты, они встречаются на сайте worldcrisis.ru неоднократно. Но беда состоит в том, что механизмы стимулирования спроса постепенно исчерпывают себя, а это значит, что финансовое состояние всех компаний начинает ухудшаться. И это – уже системный процесс, который требует пересмотра всех рейтингов всех компаний, для чего нужно разрабатывать совершенно новые модели.
Я совершенно не хочу сказать, что это невозможно в принципе. Вполне может быть, что и возможно. Но есть проблема: для этого нужно как минимум публично признать реальное состояние дел в мировой экономике, что пока категорически запрещено. Сами рейтинговые агентства на это пойти не могут: это решение – не их масштаба.
В результате они оказались заложниками ситуации: даже если их специалисты понимают реальное состояние дел, они не могут спорить с МВФ, статистическими органами государств, в которых работают, и вынуждены опираться на их данные. И, как следствие, выдают заведомо некорректные рейтинги, по большей части завышенные. И когда они принимают решения о понижении тех или иных рейтингов (в т. ч. и под политическим давлением), то жертвы таковых решений имеют все основания предъявлять претензии, как минимум сравнивая свои показатели с другими, которые не были понижены.
И в такой ситуации тотального искажения показателей создание собственных рейтинговых агентств вполне имеет смысл: они будут в первую очередь снижать показатели конкурентов. Но вот смысл в самой деятельности рейтинговых агентств исчезает полностью. А это значит, что появляется очень серьезная угроза того, что современный уровень разделения труда в мировой экономике сохранить не удастся – просто потому, что участники экономической деятельности не смогут учитывать все риски своей работы. А сами риски вырастут настолько, что слишком сложная деятельность станет принципиально убыточной.
Я уже писал о том, что такая перспектива, скорее всего, является неизбежной. Но ситуация с рейтинговыми агентствами дает еще одно доказательство того, что этот процесс снижения уровня разделения труда (или, иначе говоря, понижения общего технологического уровня) является на сегодня абсолютно закономерным, что, с моей точки зрения, только подтверждает нашу теорию кризиса.
Президент Кипра Димитрис Христофиас назвал понижение рейтинга страны на две ступени «неприемлемым», отметив, что рейтинг был понижен «именно тогда, когда экономика Кипра начала выходить из кризиса».
Ну а министр иностранных дел Германии Гвидо Вестервелле, как и полагается представителю лидера ЕС, не просто выразил свое недовольство, но и сделал конструктивное предложение, согласно которому Европа должна создать свои независимые рейтинговые агентства вместо того, чтобы полагаться на американские (а также, отмечу уже от себя, английские).
Разумеется, пресс-секретарь S&P Мартин Уинн с негодованием отверг мнение о том, что решения S&P о понижении рейтингов стран ЕС могут быть политическими, ссылаясь при этом на мировую репутацию агентства и его рейтингов. Однако сказано это все, конечно, на публику: политики-то точно знают, как и что делается в мире.
Вопрос в другом. Ну будет в мире несколько агентств (напомним, Китай свое уже создал, и оно активно понижает рейтинг США), которые начнут давать противоречивые сведения, и какой тогда в них смысл? Напомним, что появление данных агентств – это не случай, а естественный результат развития мировой экономической системы.
Грубо говоря, парадигма научно-технического прогресса (НТП), в рамках которой мы живем уже лет 300, предполагает постоянное углубление разделения труда. А это, в свою очередь, создает всем участникам рынка массу проблем, связанных с получением информации о партнерах. Ну, скажем, вы производите что-то жутко технологическое и в качестве комплектующих используете тоже нечто жутко технологическое, что производит некая фирма Х. Беда только в том, что в ее производстве ваши комплектующие составляют 3%, и хотя по ним все хорошо, но, производя только их, фирма не выживет. И возникает необходимость узнать, а как у фирмы Х обстоят дела во всех остальных ее производствах; в противном случае в какой-то момент вы можете оказаться в ситуации, когда поставки вам прекратятся, а найти нового поставщика зачастую возможно лишь спустя многие месяцы.
Но как получить информацию о работе совершенно неизвестных компаний? Кроме того, есть еще одна проблема: даже если информацию получить, как ее обрабатывать? Создавать аналитические центры, которые будут оценивать состояние дел всех партнеров всех ваших партнеров? А если цепочка будет развиваться дальше?.. И это должны делать вообще все фирмы, которые хотят стабильно работать в современных условиях!
Такое, конечно, невозможно. И, как и полагается в соответствии с идеями разделения труда, начинают появляться специализированные компании, единственной задачей которых является оценка состояния дел в различных компаниях, которые за умеренную цену (клиентов-то – пруд пруди!) эту информацию продают. Заинтересованы в этом и банки, поскольку им тоже сложно определить реальную финансовую устойчивость всего бизнеса действующих и потенциальных клиентов.
Ну а затем, когда выясняется, что банки вообще без рейтингов кредиты не выдают, меняется и финансовая схема самих агентств: они перестают брать деньги от тех, кто пользуется их рейтингами, зато берут их от тех, кто хочет такой рейтинг получить. Всё, современная ситуация возникла. Беда только в одном: если тебе кто-то платит деньги, то он имеет право на некоторое снисхождение. Особенно если оно специально оплачивается...
И ладно бы только это. Вся современная экономическая модель построена на стимулировании спроса; только в США масштаб соответствующих действий достигает нескольких триллионов долларов в год. Я уж не буду здесь повторять свои расчеты, они встречаются на сайте worldcrisis.ru неоднократно. Но беда состоит в том, что механизмы стимулирования спроса постепенно исчерпывают себя, а это значит, что финансовое состояние всех компаний начинает ухудшаться. И это – уже системный процесс, который требует пересмотра всех рейтингов всех компаний, для чего нужно разрабатывать совершенно новые модели.
Я совершенно не хочу сказать, что это невозможно в принципе. Вполне может быть, что и возможно. Но есть проблема: для этого нужно как минимум публично признать реальное состояние дел в мировой экономике, что пока категорически запрещено. Сами рейтинговые агентства на это пойти не могут: это решение – не их масштаба.
В результате они оказались заложниками ситуации: даже если их специалисты понимают реальное состояние дел, они не могут спорить с МВФ, статистическими органами государств, в которых работают, и вынуждены опираться на их данные. И, как следствие, выдают заведомо некорректные рейтинги, по большей части завышенные. И когда они принимают решения о понижении тех или иных рейтингов (в т. ч. и под политическим давлением), то жертвы таковых решений имеют все основания предъявлять претензии, как минимум сравнивая свои показатели с другими, которые не были понижены.
И в такой ситуации тотального искажения показателей создание собственных рейтинговых агентств вполне имеет смысл: они будут в первую очередь снижать показатели конкурентов. Но вот смысл в самой деятельности рейтинговых агентств исчезает полностью. А это значит, что появляется очень серьезная угроза того, что современный уровень разделения труда в мировой экономике сохранить не удастся – просто потому, что участники экономической деятельности не смогут учитывать все риски своей работы. А сами риски вырастут настолько, что слишком сложная деятельность станет принципиально убыточной.
Я уже писал о том, что такая перспектива, скорее всего, является неизбежной. Но ситуация с рейтинговыми агентствами дает еще одно доказательство того, что этот процесс снижения уровня разделения труда (или, иначе говоря, понижения общего технологического уровня) является на сегодня абсолютно закономерным, что, с моей точки зрения, только подтверждает нашу теорию кризиса.
0 коммент.:
Отправить комментарий