Это значит удачу в переговорах «Газпрома» с киргизскими властями: российский монополист остается эксклюзивным поставщиком нефти в Киргизию.
По соглашению, «Газпром нефть» будет поставлять нефтепродукты своим дочерним компаниям – «Газпром нефть Аэро» и «Газпром нефть Азия», - которые работают в Киргизии. Об этом рассказал министр энергетики и промышленности Аскарбек Шадиев. Он пояснил, что газпромовские дочки будут получать нефтепродукты без обложения российской таможенной пошлиной (260 долларов на тонну ГСМ), и будут контролировать распределение и потребление в Кыргызстане этих нефтепродуктов.
Переговоры о поставках нефти в Киргизию проходили не без сложностей. С российской стороны в них помимо менеджеров «Газпрома» принимал участие вице-премьер Игорь Сечин. С киргизской – подключился президент Алмазбек Атамбаев.
Противники эксклюзивного соглашения с российской компанией приводили традиционные доводы против него. Мол, сильный сосед «выкручивает руки» бедной республике и так далее. Киргизские агентства приводят по этому поводу слова депутата Нурлан Торобекова: «Россия навязывает Кыргызстану соглашение о поставках нефтепродуктов, которое носит кабальный характер», якобы, в рамках общей стратегии влияния на республику.
На самом деле все проще. Монопольное право потребовалось «Газпрому» для того, чтобы ликвидировать контрабанду российской нефти из Киргизии в третьи страны. Топливо поставляется киргизам по согласованным ценам, что не предусматривает его реэкспорт. Однако на перепродаже горючего местные кланы наладили серьезный бизнес.
«У России есть подозрение, что часть поступающих нефтепродуктов уходит на реэкспорт, поэтому они желают сами контролировать распределение. Если это соглашение будет подписано, то в этом году увеличится импорт нефтепродуктов в Кыргызстан», - объяснял решение о согласии на условия «Газпрома» министр Аскарбек Шадиев. При этом он уточнил, что у страны нет другого выхода, поскольку, кроме России, других поставщиков нефтепродуктов у нее нет: «Отказ подписать соглашение приведет к введению российской стороной таможенной пошлины на поставки в Кыргызстан ГСМ. Если мы не подпишем это соглашение, то цены на бензин и дизтопливо в стране возрастут на 11-12 сомов». Есть еще одно обстоятельство. Киргизские трейдеры получают право брать топливо беспошлинно, а иностранные – нет. Расчет понятен: иностранцы из Киргизии должны уйти.
Все потребности Киргизии в нефтепродуктах оцениваются в 850 тыс. тонн в год. «Газпром нефть» в год выпускает 40,5 млн тонн таких продуктов. То есть киргизский рынок для нее не является приоритетным, что давало дополнительные козыри на переговорах.
На сегодня известно, что на 2012 год, по новому соглашению, будет сохранено положение о беспошлинном ввозе нефти в Киргизию в рамках квоты. Размер квоты, впрочем, еще не определен.
Президент Алмазбек Атамбаев во время своего визита в Москву ускорил принятие договора о поставках даже без уточнений по конкретным размерам поставок нефти и о принципах допуска киргизских нефтетрейдеров к беспошлинной торговле. До недавнего времени в аппарате Игоря Сечина готовилось соглашение о том, что от пошлин освобождаются только трейдеры, аффилированные с «Газпромом», теперь киргизская сторона просит расширить список льготников. Окончательное решение еще не принято.
Аналитики, однако, стали думать, чем же привлекает микроскопический киргизский рынок российского гиганта, зачем тратить силы на борьбу с контрабандой в Киргизии? Ссылки на весомые потери от этой контрабанды аналитиков не убедили. Реэкспорт идет в Таджикистан и Афганистан. Как пояснил глава ассоциации нефтетрейдеров Киргизии Жумакадыр Акенеев, эта контрабанда осуществляется в форме приграничной торговли и не носит массового характера.
Но есть в Киргизии один интересный для российской стороны потребитель топлива - авиабаза «Манас», куда до прошлого года официально поставляли топливо западные трейдеры Red Star Enterprises Ltd и Mina Corp. по контрактам с Пентагоном. В прошлом году разгорелся скандал с коррупционными схемами поставок на авиабазу беспошлинных российских нефтепродуктов через структуры сына бывшего президента Киргизии Максима Бакиева. И Россия создала совместное предприятие с Киргизией для поставок топлива на авиабазу. По соглашениям с американцами, к концу этого года долю топлива, поставляемого на базу российско-киргизским СП, планируется довести с 50% до 90%. 10% останется на долю отобранной Пентагоном британской World Fuels Services Europe, Ltd.
Всего годовые потребности авиабазы составляют 340 тыс тонн. Таким образом, россияне и американцы фактически договорились, что Россия контролирует авиабазу, владея, так сказать, краном, по которому на нее поступает топливо. Теоретически кран можно и перекрыть, если будет надо, и парализовать работу базы. Это понятная страховка государства на объектах рядом с его границами. И этот механизм должен функционировать безупречно. Однако мешали контрабандисты. Скорее всего, на границах с Таджикистаном и Афганистаном не станут усердствовать в гонках за людьми с ведрами бензина и керосина. Но вот на военный объект их допускать никто не намерен.
Таким образом, получается, что мы имеем дело не двухсторонним, а с трехсторонним договором о поставках топлива в Киргизию, и третьей стороной является Пентагон.
Источник www.km.ru
0 коммент.:
Отправить комментарий