Бензин на АЗС пока не подорожал, но скоро это может произойти, если не ввести плавающие акцизы на топливо. Так считает руководитель госкомпании «Газпром нефть» Александр Дюков, высказавший свою точку зрения в эфире телеканала «Россия-24». Одновременно он возразил автомобилистам, сетующим на высокие цены на бензин. «Я не соглашусь с тем, что бензин у нас дорогой. Он стоит значительно дешевле, чем в странах Европы», – заметил Дюков, не упомянув, впрочем, про Америку.
По его словам, цены на нефтепродукты на внутреннем рынке в последнее время определял спрос. «За последнее время на рынке произошли определенные изменения, но все-таки российский рынок является частью мирового рынка нефти и нефтепродуктов. В Европе, в мире цены на нефть выросли: за три месяца рост составил порядка $20 за баррель. Среднемесячная цена в декабре была $107 за баррель, в марте – $124. При этом из-за сезонного снижения спроса зимой снизились оптовые цены», – обрисовал общую ситуацию Дюков.
В настоящее время внутренние цены на 3000-6000 руб. ниже, чем экспортная альтернатива, заявил Дюков, поэтому, считает он, нужна корректировка цен. Иными словами, внутренние цены должны приблизиться к внешним. «Если она (корректировка) не произойдет, то начнется вымывание нефтепродуктов с внутреннего рынка. А сейчас, в условиях растущего спроса, мы можем столкнуться с ситуацией дефицита», – отметил глава «Газпром нефти». Спрос в целом на ГСМ весной объясняется как посевной, так и выводом части личных автомобилей из зимней спячки.
«Для того, чтобы сохранить розничные цены на нефтепродукты на АЗС, было бы правильнее перейти на плавающие акцизы, привязать их к цене на нефть. Это позволит сохранить цены на нынешнем уровне», – уверен Дюков.
Сторонниками этой точки зрения являются также Минэнерго и ФАС, предложившие в середине марта ввести систему плавающих ставок акцизов на автобензин, привязанную к мировым ценам на нефть. По словам Сергея Шматко, введение плавающей ставки даст некоторые возможности для устранения колебаний на внутреннем рынке. А вот Минфин выступает решительно против этого.
Что касается ФАС, то эта служба уже предлагала при достижении мировой цены нефти в $130 за баррель вернуться к уровню акцизов на автомобильное топливо, предшествовавшему повышению акциза.
В том, что розничные цены на бензин пока сдерживаются, заслуга не властей, а накопленных рекордных запасов. Именно продаваемые по старым ценам запасы не подпускают пока к бензиновым кранам новые партии топлива, покупаемые по более высоким ценам. Но через месяц с небольшим и они могут закончиться.
Согласно данным Росстата, последние пять недель розничные цены на топливо перестали снижаться, оставаясь стабильными. Летом случится второе в этом году повышение акцизов, и предотвратить удорожание топлива сможет только снижение нефтяных цен либо же волевое усилие правительства. Впрочем, на фоне событий вокруг Ирана пока непонятно, с чего бы им снижаться.
Уже сейчас цена российской нефти марки Urals достигла рекордного уровня, зафиксировавшись на уровне $117,19 за баррель в январе-марте, сообщил Интерфакс со ссылкой на эксперта Минфина Александра Саковича. Годом ранее, напомнил эксперт, средняя цена была на уровне $102,52 за баррель. Из этого следует, что цена на нефть за три месяца текущего года выросла на 14,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Средняя же цена на нефть вообще в марте 2012 года составила рекордные $122,6 за баррель (выше более чем на 10%, чем в марте 2011 года, когда Urals стоила $111,25 за баррель). За 2011 год нефть увеличилась в цене на 40% – до $109,35 за баррель. Котировки потянулись вверх после введения Евросоюзом экономических санкций против Ирана со стороны Евросоюза, куда вошло и эмбарго на импорт нефти из этой страны.
Чтобы разрядить ситуацию, США, Франция и Великобритания задумали реализовать нефть из собственных стратегических запасов, надеясь на снижение нефтяных цен. США вдобавок собираются увеличить добычу нефти на собственной территории. К последней части плана эксперты относятся скептически, полагая, что увеличение добычи внутри США ни на чем не отразится. Но вот снижение потребления нефти Америкой могло бы оказать положительный эффект, как и силовые действия против Ирана.
Министр энергетики Франции Эрик Бессон заявил, что французское правительство готово поставлять на мировые рынки нефть из стратегических запасов совместно с США и Великобританией для снижения рекордных цен на бензин. Германия, располагающая третьими по размерам стратегическими запасами нефти в мире, эти планы не поддержала. Ее точка зрения состоит в том, что распечатывать их следует лишь в случае реальной нехватки нефти, а не для разыгрывания искусственных политических комбинаций.
Россия также согласна в некоторой степени заместить нехватку иранской нефти увеличением поставок собственной. Проблема только состоит в том, что те нефтеперегонные заводы в Европе, которые изначально были настроены на переработку иранской нефти, не смогут перерабатывать российскую нефть из-за технологических ограничений (в ней гораздо больше серы).
Источник www.km.ru
0 коммент.:
Отправить комментарий