На последнем заседании глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке поддержал программу скупки облигаций, осуществляемую американским центробанком. Напомню, ФРС ежемесячно выкупает долговые бумаги на 85 миллиардов долларов. По словам Бернанке, скупка активов продолжится до тех пор, пока ситуация на рынке труда не исправится окончательно. А значит, оснований для сворачивания программы «количественного смягчения» пока нет.
Другими словами, Федрезерв сохранит долгосрочные процентные ставки на низком уровне, чтобы поддержать в том числе рынок жилья. Сейчас этот сектор экономики страны начал по-настоящему радовать инвесторов. Продажи новых домов в январе выросли на 15,6% по сравнению с предыдущим месяцем и стали рекордными с лета 2008 года. Восстановление на рынке жилья потянуло за собой рост продаж крупнейших американских сетей магазинов стройматериалов: чистая прибыль сети Home Depot увеличилась в IV финансовом квартале почти на треть.
Совсем не радужная ситуация в Старом Свете. После всеобщих выборов в Италии (третьей экономике Европы) главы стран – участниц ЕС испытывают разочарование. Европарламент настораживает политическая неопределенность, а точнее, тот факт, что избиратели практически отказались от курса реформ, проводимого премьером Марио Монти. Одновременно население поддержало протестное движение «Пять звезд», возглавляемое популярным комиком Беппе Грилло.
Ситуация гораздо страшнее, чем может показаться, считает нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман. В опубликованной на днях в New York Times статье он не пожалел красок, чтобы описать положение дел. Начал маэстро с перифраза английского поэта Томаса Стернза Эллиота: «Так вот и кончится евро, но не из-за банков, а из-за бунга-бунги».
Меткая фраза вполне может войти в число крылатых выражений. Последнее время понятие «бунга-бунга» закрепилось за вечеринками-оргиями бывшего итальянского премьер-министра. Берлускони имел привычку рассказывать участвующим в развлечении политикам и проституткам одну и ту же историю: о розыгрыше культовой феминистской писательницы Вирджинии Вулф. Та якобы вместе с друзьями вырядилась абиссинским королем и его свитой и устроила себе в таком виде экскурсию на «Дредноуте», крупнейшем тогда британском военном корабле. Стараясь ради международного имиджа, экскурсию проводил лично капитан. На все, что он показывал, «абиссинцы» реагировали хоровым восторженным «бунга-бунга!» Закончилось все, к слову, легким политическим скандальцем.
История «бунга-бунги» началась с грандиозного фарса и им же закончилась, как, по мнению г-на Кругмана, закончится и история еврозоны. Впрочем, оговаривается экономист, судьба евро пока не так трагично предопределена: «Выборы в Италии предупреждают, что еврократы, никогда не упускающие возможность упустить возможность, подошли очень близко к краю. Политика в духе «экономика должна быть экономной» провалилась, и это – неоспоримый факт. Ни одна приговоренная Брюсселем или Берлином к строгой экономии нация не продемонстрировала в итоге и намека на восстановление. Безработица достигла разрушительного для общества уровня. Евро уже дважды оказывался на краю гибели: в конце 2011 и середине 2012 годов, когда страны-должники грозили войти в мертвую петлю крушения банковских систем и падения стоимости гособлигаций».
Оба раза, напоминает Кругман, чтобы уменьшить размеры ущерба для евро, в ситуацию вмешивались Марио Драги и ЕЦБ. Вместо того, чтобы принять этот опыт к сведению, сторонники «экономной экономики» предпочли увидеть в последствиях вмешательства ЕЦБ доказательство того, что экономия работает.
«Проблема в том, что в Европе даже более, чем в США, Очень Серьезные Люди живут в пузыре самодовольства собственной серьезностью и воображают, что общество готово идти за ними. Что европейские ОСЛы не способны понять: общество считает вправе задавать направление тех, чьи усилия дают хоть сколь-нибудь заметные результаты. Как показывают выборы в Италии, разочаровываясь в обещаниях, не имеющих видимого воплощения, избиратели поворачиваются к кому-то еще – кому угодно, лишь бы предлагал альтернативу», - считает экономист.
Даже к шуту в самом прямом смысле этого слова: комик Беппе Грилло, выскочивший, как черт из табакерки, был удивительно близок к победе для новичка. И действительно: что же за фарс без шута?
Кругман сомневается, что выборы в Италии станут тем звоночком, который разбудит еврократов и заставит их согласиться на расширение полномочий ЕЦБ. Сомнения распространяются дальше: он не верит и в то, что Германия сможет принять стимулирующие меры, а Франция прекратит бессмысленно затягивать пояса.
«Возможно, Европу ждут персонажи и похлеще Беппе Грилло», – резюмирует Кругман.
Источник www.km.ru
0 коммент.:
Отправить комментарий