суббота, 1 сентября 2012 г.

Легкая промышленность в России сдает позиции


Доля легкой промышленности в общем объеме производства страны сравнительно невелика - примерно 1,1%. Но отрасль занимает важное место в списке приоритетов государства потому, что высоко ее социальное значение.

В текстильной и швейной промышленностью государства занято около 326 тысяч человек, работающих на 653 крупных и средних предприятиях. Кроме того, в отрасли функционируют около 4000 предприятий мелкого и среднего бизнеса. Объем произведенной продукции составляет 180 млрд рублей. По данным Минпромторга России в 2011 году рост объема производства составил 104,6% по отношению к 2010 году.

 По данным Минпромторга России текстильная промышленность занимает около 50% объема производства из всех отраслей легкой промышленности. Наиболее востребованной подотраслью является производство хлопчатобумажных изделий, затем шелковых и синтетических тканей.

 Суммарный объем этих производств составляет 70% от общего объема выпускаемой продукции. Отечественные производители являются лидерами в таких сегментах, как постельное белье (включая матрасы) и рабочей одежды, которая в последние годы становится все более востребованной, что связано, в первую очередь, с широким использованием ее компаниями, заботящихся не только о комфорте и здоровье сотрудников, но и о собственном имидже. К примеру, медицинские халаты обладают водо- и кровоотталкивающими свойствами, прекрасно переносят многократные стирки. Такие свойства позволяют им с успехом заменять обычную одежду, которая в подобных условиях быстро пришла бы в негодность. Подавляющее количество рабочей одежды, продающейся в России, произведено на территории страны и соответствует необходимым государственным стандартам, гарантирующем качество продукции.

 В сегменте постельного белья российскими производителями представлен весь ассортимент продукции – постельное белье, постельные принадлежности, полотенца, подушки и прочее.

 По мнению аналитиков рынка в текущем году наша страна имеет все шансы занять 9 место, после Канады в рейтинге наиболее крупных рынков в сфере торговли одеждой. Наиболее высокие шансы у отечественных компаний в сегментах недорогой, качественной одежды для взрослых и детей. Неплохие возможности наблюдаются у производителей одежды премиум класса в городах-миллионниках, особенно в Москве и Питере.

 Но у отрасли есть целый букет собственных проблем. Это и колоссальный объем импорта, и нежелательная для производственников система налогообложения, и высокий процент “серого” производства. В части проблем виноваты сами производители. Зачастую в магазинах покупатель даже не смотрит на товары отечественного производства. Если раньше это объяснялось последствиями дефицита иностранных товаров в стране, то сегодня кивать на подобную причину становится все сложнее. Проблема кроется в неповоротливости российских производителей. Несомненно, качество российских товаров, особенно в сегменте недорогой одежды, бывает выше аналогов, поставляемых китайскими и другими азиатскими предприятиями. Но отечественные компании не учитывают в должной степени влияние моды и изменчивость потребительского вкуса, особенно в крупных городах. Сегодня покупателей не интересует одежда прошлого сезона, которую сплошь и рядом предлагают российские производители. Отечественные компании в подавляющем числе не готовы в должной степени заниматься расширением ассортимента. Они, как правило, не в состоянии одновременно развивать несколько направлений, стремятся к заполнению узких сегментов рынка. В отличие от российских компаний, зарубежные производители выходят на рынок с готовыми коллекциями и широким ассортиментом. Так они привлекают к себе основную массу покупателей, оставляя позади российских производителей.

 Текстильное производство России сосредоточено в основном в Центральном федеральном округе, центром которого стала Ивановская область. Это связано не только с исторически сложившемся производством, но и с завершившемся процессом банкротств текстильных предприятий, продолжавшихся всю вторую половину 90-х годов. Процесс позволил на базе старых советских предприятий, обладавших хорошими кадровыми возможностями, создать целый современный кластер, состоящих из современных производств. Новые предприятия области, сменившие хозяев, такие как Ассоциация ТДЛ, промышленная группа “РОСКО”, группа “Мега”, “Нордтекс” и другие, сумели получить крупные кредиты, позволившие им переоснасить производство и наладить выпуск современной продукции.

 Параллельно с развитием текстильной отрасли в области наблюдалось развитие швейного производства. На сегодняшний день лидером среди швейных компаний является ЗАО “ЮНИСТАЙЛ ХОЛДИНГ”, в чей портфель входят такие бренды, как TM Samy&Torino, TM Normann и TM Unistyle.

 Доля ивановских производителей в общем объеме российского производства составляет 70%, при этом в отрасли работают 150 областных предприятий. Эти показатели позволили предприятиям области привлечь большое количество инвесторов.

 Несмотря на успехи, достигнутые региональными производителями, области не удалось наладить широкий выпуск тканей для одежды, позволяющей получать более высокую маржу, чем производство хлопчатобумажных тканей. В результате, в качестве сырья, швейные компании вынуждены использовать импортную ткань. Производственники объясняют сложности выпуска одежной ткани тем, что им потребуется не только значительные дополнительные капиталовложения, но и возможности доступа на новые рынки, занятые сегодня зарубежными конкурентами. А гарантии, того, что новая продукция будет в состоянии найти своего потребителя никто не даст.

 Компания “НОРДТЕКС”, к примеру, рассматривала проект запуска производства джинсовой ткани, но спустя некоторое время от него отказалась. Это было связано с тем, что производство джинсовой ткани становится рентабельным лишь при больших объемах, а сегодня в России функционирует лишь один крупный производитель - “Глория Джинс”. Связывать новое производство с единственным потребителем компания “Нордекс” не рискнула и “Глория Джинс” использует в производстве импортную ткань.

 Проблема импорта в текстильной отрасли стоит так остро, как ни в одном другом секторе национальной экономики. Суммарная доля отечественных компаний на рынке составляет 13%. С 2006 по 2011 годы объемы продаж одежды в России выросли на 32,5%. Импорт одежды за те же годы вырос на 55% и в ближайшей перспективе, к сожалению, эта тенденция сохранится.

 Основным поставщиком одежды на российский рынок является Китай, за ним следует Турция. На оставшиеся страны, такие как Пакистан, Узбекистан и прочие приходится от 3% ( в натуральном выражении) до 7% (в стоимостном).

 Основной причиной столь высокой импортной составляющей на рынке является высокая себестоимость текстильной продукции, которая на 20-30% выше, чем продукция из Китая.

 Практически вся произведенная предприятиями отрасли продукция реализуется на территории страны. Экспорт в отрасли крайне мал, что так же объясняется высокими ценами, по сравнению с зарубежными, на изделия.

 Ситуация на рынке обостряется. К примеру, происходит подъем текстильной и швейной отрасли в Узбекистане. Власти страны взяли курс на создание собственного производства. Узбекские предприниматели начали самостоятельно производить пряжу и продавать ее сравнительно дешево. В результате, часть российских компаний отказались от прядильных производств и перешли на продукцию из Узбекистана. Сегодня правительством этой страны поддерживается не только ткачество, но и швейное производство. Генеральный директор ОАО “Кинешемская прядильно-ткацкая фабрика” Сергей Жуков считает, что лет через 5 лет швейная продукция из Узбекистана наводнит Россию.

 Чтобы успешно противодействовать возрастающему потоку импорта, отечественным компаниям следует не только вспоминать былые времена советского периода, когда текстильная отрасль обеспечивала своей продукцией не только республики бывшего СССР и половину стран Азии и Африки. Следует выпускать товары с более высокой добавленной стоимостью, ориентируясь на популярные бренды, а также на технический текстиль.

 Вторая проблема отрасли – большое количество “серого” импорта и нелегального производства продукции текстильной и легкой промышленности.

 Установленная на сегодняшний день ввозная пошлина в размере 15% на продукцию не защищает отечественные компании. К тому же, по данным аналитиков Российского союза предпринимателей легкой и швейной промышленности, существует немалое количество схем, позволяющие импортерам обойти даже столь невысокие барьеры. Что касается нелегального производства, то основной причиной его широкого распространения является невысокий уровень заработной платы в отрасли, составляющий после вычетов менее 10 тысяч рублей. Цеховики же предлагают работником заработную плату начиная с 20 тысяч рублей.

 Еще одним фактором, тормозящим развитие текстильной отрасли, является высокий рост тарифов на воду и энергоносители. За последние 4-5 лет они выросли в 3-4 раза.

 Морально и технически устаревшее оборудование так же не способствует росту производства в отрасли. По данным Минпромторга страны 50% оборудования работает более 15 лет. При том, что на успешном современном производстве ни менее 70% оборудования должно бы быть не “старше” 10 лет. Чтобы провести значительное переоборудование производств, отечественным фабрикам необходимы колоссальные суммы денег, которых у нет. А взять длинные кредиты под небольшие проценты в нашей стране пока невозможно.

 По данным аналитиков Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности “присоединение к ВТО чревато для отрасли серьезными проблемами. Эта распространенная точка зрения подтверждается результатами консультаций и отраслевых конференций, которые были организованы РСПП и Минэкономразвития. Интересам отраслевых предпринимателей угрожает снижение импортных пошлин на сырье и снижение ввозных пошлин на готовую продукцию. Следует отметить, что в последнее время таможенные пошлины теряют свои защитительные функции. Большое значение приобретает совершенствование национального законодательства в части предотвращение завоза “серой продукции”.

 Для определения последствий присоединения России к ВТО для отрасли в Минпрмторге России сделаны оценки рисков от этого процесса, которые определены в размере 2,7 млрд. руб. При этом компенсация потерь за счет господдержки составит 600 млн. руб. Меры предотвращения негативных последствий членства России в ВТО: “Увеличение субсидий по сырью и техническому перевооружению, прямое субсидирование затрат участником пилотных проектов, поддержка предприятий отрасли по продвижению продукции на внутреннем, в том числе через систему госзаказа, и на внешних рынках”, - считают в союзе.

 «Но ни общественные структуры, ни государственные органы, призванные обслуживать интересы отрасли, не готовы к выполнению главной задачи в сложившихся обстоятельствах – компенсации производителям потерь, возникающих при соблюдении правил и принципов ВТО»,- говорится в докладе Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности.
Источник: www.km.ru  

0 коммент.:

Отправить комментарий