Во вторник, 20 ноября, заместитель министра экономического развития Андрей Клепач сообщил, что дефицит бюджета регионов России за 6 лет вырастет в 36 раз, достигнет почти 2 трлн рублей. Чуть раньше появились расчеты о том, что кризис уже вовсю бушует в ряде регионов страны. Невзирая на это Дума в пятницу, 23 ноября, планирует принять в третьем чтении бюджет на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, в котором центр сбрасывает на регионы финансирование своих социальных обязательств.
«Если говорить о региональном уровне, то, по нашей оценке, если сейчас консолидированный бюджет регионов дефицитный на уровне 50 млрд рублей, то к 2015 году дефицит может вырасти до 330 млрд рублей, а к 2018 году – до 1,8 трлн рублей», – цитирует А. Клепача «Интерфакс».
А. Клепач уточнил, что «дефицит во многом будет связан с необходимостью увеличивать заработные платы учителям и врачам», то есть – с выполнением обещаний Владимира Путина. Правда, президент не приказывал сбрасывать это дело на провинции, это уже сделал Минфин. Но Минфин не смог ничего другого придумать, кроме такой примитивной хитрости, так как вынужден исполнять другие обещания В. Путина – по резкому увеличению финансирования оборонной промышленности, не считая уже оплаты ряда прекрасных мероприятий, типа проведения международного форума на пустынном островке в океане.
Замминистра экономики А. Клепач не мог не признать того, какие будут последствия у роста дефицита – все гражданам страны придется платить больше налогов и других сборов. Он сказал, что было бы целесообразно рассмотреть вопрос о введении новых налогов.
«Мое частное мнение – придется вводить новые налоги, как бы это не было неприятно, – сказал А. Клепач. - Новые налоги – это может быть тот же налог с оборота или еще что-то. Либо придется отложить решение многих задач. Картина по региональным бюджетам достаточно серьезная.
До Клепача о бедах региона говорили многие эксперты. К примеру, аналитики из Центра Развития ВШЭ писали так: «Введение нового бюджетного правила привязало расходы федерального бюджета к средним за несколько лет мировым ценам на нефть, которые, как назло, прекратили свой рост. Поэтому исполнение предвыборных обещаний президента Путина перекладывается на региональные бюджеты, по которым проектировки Минфина стали безудержно оптимистичными… Не добавляет оптимизма и состояние доходной части региональных бюджетов по итогам первых восьми месяцев 2012 года: рост доходов по сравнению с прошлым годом составил всего 7,9% (практически вровень с инфляцией). Особое внимание следует обратить на поступления по налогу на прибыль, которые составляют более 30% доходов региональных бюджетов. За восемь месяцев они выросли всего на 0,4% (т.е. сократились на 5,5% в реальном выражении), а по оперативным данным ФНС, по итогам девяти месяцев 2012 года эти поступления и вовсе сократились на 4,6%... ситуация с финансированием расходов в регионах в 2013 году выглядит сверхнапряженной, а перспектива повсеместного выполнения обещаний президента Путина – туманной. Впрочем решение этой задачки известно заранее – конечно, Минфин не даст регионам провалить политические решения и выдаст им бюджетные кредиты или дополнительные субсидии. Даже если для этого придется нарушить только что утвержденное бюджетное правило. Хотя лучше было бы увеличить трансферты регионам уже в проекте закона о федеральном бюджете».
Когда поступила статистика за сентябрь включительно, то стало ясно – в регионы пришла беда. В 11 регионах наблюдается уже полноценный кризис. Предприятия в них получают убытки и снижают выплату налога на прибыль, промпроизводство падает. Еще несколько регионов находятся на грани кризиса.
По итогам сентября, констатирует «Финмаркет», в 34 российских регионах объем промышленного производства оказался меньше, чем в сентябре прошлого года. А есть субъекты, где он просто рухнул: в Смоленской области - почти на 15%, в Дагестане - на 14%. В 19 субъектах федерации промышленность показала падение и по итогам трех кварталов. Настораживает присутствие в первой десятке по падению производства таких мощнейших ресурсодобывающих территорий, как Сахалин, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа. В 36 регионах совокупная прибыль расположенных на их территории компаний по итогам восьми первых месяцев года снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В таких промышленных регионах, как Вологодская, Липецкая область она упала более чем на 40%; в Красноярском крае, Кемеровской области - на 37-35%. В 13 регионах экономика фиксирует чистые убытки (отрицательное сальдо между прибылью и убытками всех предприятий). В прошлом году по итогам тех же восьми месяцев таких регионов было всего пять. Самые большие чистые убытки зафиксированы в нефтедобывающем Ненецком АО - 11,3 млрд руб., в Костромской области - 5,1 млрд руб., Чечне и Забайкальском крае - 3,3 и 3,2 млрд руб. соответственно.
Консолидированный бюджет всех регионов закончил восемь месяцев с профицитом почти в 460 млрд руб. (8,0% доходов), 13 регионов израсходовали больше, чем собрали в казну. Самый большой перерасход и в абсолютном, и в относительном выражении оказался у Чукотского АО - 4,1 млрд руб. или 47% от доходов. В Амурской области потратили на 3,9 млрд руб. (11% доходов) больше, чем собрали, в Волгоградской - на 4 млрд (почти 7%), в Нижегородской - 3,7 млрд (около 4% доходной части). Более миллиарда не хватило Рязанской области.
По данным Казначейства, безвозмездные поступления в регионы из других уровней бюджетной системы по итогам восьми месяцев этого года увеличились на 27,5% (на 320 млрд руб.). Если бы в этом году федеральный центр не увеличил поддержку региональных и муниципальных бюджетов, то дефицитными оказались бы бюджеты 47 субъектов федерации.
Признаки полноценного финансово-экономического кризиса такие: падение промпроизводства, снижение финансовых результатов компаний, бюджетные проблемы. Все это есть в 11 регионах России. Среди этих территорий находится не только Чечня, Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия, Чукотка и Тува, где редко когда показывали признаки выхода из кризиса. В списке оказались Забайкалье и Еврейская АО, а также промышленные Вологодская, Кемеровская и Мурманская области. На грани кризиса - Архангельская, Нижегородская, Челябинская и Тюменская области, Красноярский край.
Директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов так комментировал «Финмаркету» ситуацию: «Кризис еще не начался, но уже ясно, что ситуация в одних регионах будет более напряженной, чем в других. Обязательства социального характера, в том числе взятые в рамках последней выборной кампании, у нас распределяются более равномерно, чем экономический или бюджетный потенциал». А Владимир Шишов, из Центр исследования бюджетных отношений говорит: «Угроза для ликвидности регионов существует, в том числе в силу растущих бюджетных обязательств. И все большее число регионов задумывается над привлечением заемных источников». Борис Копейкин из рейтингового агентства Standard&Poor's добавляет: «Экономические показатели российских регионов очень разные: где-то бурный рост, где-то ситуация хуже. Проблемы в наибольшей степени могут затронуть те регионы, где налоговая база очень концентрирована: когда значительная часть налоговых поступлений идет от одного предприятия или отрасли. Даже Москве примерно десятую часть бюджетных доходов обеспечивает всего одна компания. Есть регионы, где почти половина бюджета - платежи одной компании или отрасли.
Соответственно, такие территории сильно зависят даже не от экономической ситуации в стране или мире, а от ухудшения положения в конкретной компании или отрасли. Объемы производства могут быть те же, что и ранее, но продукция подешевела, а сырье - пока нет».
Вообще же Standard&Poor's, которое профессионально отслеживает ситуацию в регионах, пишет в ноябре в отчете (цитата по «Финмаркету»): «Финансовые показатели региональных и муниципальных бюджетов будут ухудшаться. Около половины регионов исполнят их с текущим дефицитом… Из-за роста расходных обязательств по вине федерального правительства текущий профицит региональных консолидированных бюджетов снизится с 8-9% в 2010-2011 годах до 5-7%. Дефицит с учетом капитальных расходов составит 4-6% от доходов… Возможно, уже в 2013 году в федеральном бюджете потребуется найти до 500 млрд дополнительных рублей (1% ВВП) на финансирование растущих дефицитов субъектовых бюджетов. Если этого не будет сделано, то с профицитом бюджет 2013 года исполнят не более пятой части российских регионов».
На таком новостном фоне особенно любопытно наблюдать, как Дума принимает федеральный бюджет на трехлетку, в котором упорно проводится идея продолжать концентрировать доходы в центре, передавая расходы в регионы.
Читать полностью: http://www.km.ru/economics/2012/11/21/ministerstvo-finansov-rf/697860-krizis-zakhvatyvaet-rossiiskie-regiony
0 коммент.:
Отправить комментарий