понедельник, 4 июня 2012 г.

Как помешать бюрократам красть государственные закупки


Очередную концепцию того, как помешать бюрократам красть при государственных закупках, предложило Минэкономразвития

Теперь предлагается ввести практику общественных обсуждений государственных закупок, если их стоимость превышает 1 млрд рублей. Надо полагать, если цена будет в 988 или 994,5 млн руб., то слушать нечего. Очередная концепция опять преподносится вполне серьезно.

 Презентовали новую концепцию в РИА «Новости». Там заместитель главы министерства экономического развития Михаил Осеевский рассказал, что в прошлом году держава реализовала более 350 крупных государственных контрактов (свыше 1 млрд руб. каждый) на общую сумму почти 1 трлн руб. В целом крупные заказы составляют порядка 20% от всего объема государственных закупок.

 Затем он пояснил, в чем суть предложения его министерства. Проект концепции общественного обсуждения крупных закупок для государственных и муниципальных нужд товаров на сумму свыше 1 млрд руб., предложенный Минэкономразвития, предполагает три этапа дискуссий и экспертных оценок.

 На первом извещения о закупках на сумму свыше 1 млрд руб. публикуются в специальном разделе официального сайта zakupki.gov.ru. Граждане и организации, желающие принять участие в общественном обсуждении, должны пройти процедуру автоматической регистрации и затем получают доступ к специальной электронной форме. Она позволяет оставлять комментарии по следующим аспектам закупки: ее целесообразность, обоснованность начальной цены контракта и положений конкурсной документации (в том числе наличие факторов, необоснованно ограничивающих конкуренцию, невыполнимых или необоснованно затрудняющих выполнение контракта условий, некорректных технических требований, избыточных функциональных или качественных характеристик и др.).

 На втором этапе заказчик направляет сводный протокол (все поступившие комментарии и ответы на них) в ФАС России, которая делает экспертное заключение о соответствии документации о закупке требованиям законодательства.

 На последней стадии проводятся очные общественные слушания (не позднее чем за 10 дней до окончания приема заявок на участие в торгах). Они являются открытыми, и заказчик не имеет право ограничить доступ к ним граждан и организаций.

 На сегодняшний день, по словам г-на Осеевского, на сайте zakupki.gov.ru уже размещена информация приблизительно о 100 крупных государственных заказах. Общественный контроль за такими закупками не станет альтернативой государственному надзору, а, скорее, органично дополнит функции государства.

 Реализация концепции общественного обсуждения крупных госзакупок может повысить прозрачность их проведения, но при внесении существенных уточнений в ее содержание, считает гендиректор электронной торговой площадки Фабрикант.ру Сергей Габестро.

 «Первое, что бросается в глаза, это сроки. С ними есть некоторая путаница. Получается, что после размещения информации о крупном контракте заказчиком на сайте zakupki.gov.ru начинает течь соответствующий срок. Если ФАС не приостановит этот срок, например на основании жалобы, то вполне возможна ситуация, когда торги будут проведены до завершения общественной экспертизы», - подчеркнул г-н Габестро.

 Еще один подводный камень - очное обсуждение миллиардного контракта на третьем этапе. На него могут прийти все, кто не принимал участие на первой и второй стадии. «Если заказчик захочет превратить очное обсуждение в цирк-шапито, то пригласит на третий этап 50 человек своих знакомых, которые не дадут высказать свое мнение настоящим экспертам», - опасается гендиректор Фабрикант.ру.

 «Мы проанализировали государственные закупки свыше 1 млрд руб., размещенные с начала 2011 г. на официальном сайте zakupki.gov.ru, и выявили, что около 50% заказов относится к сфере строительства, - отмечает эксперт проекта Роспил.ру Любовь Соболь. – На этапе строительства общественное обсуждение считаем проводить нецелесообразным, так как документация заказа при его размещении уже содержит разработанный проект и смету. Гораздо эффективнее предусмотреть сбор предложений и обсуждение при размещении заказов на разработку именно проектно-сметной документации по строительству дорогостоящих объектов, а не заказов на выполнение самих работ».

 Кроме того, по мнению г-жи Соболь, общественные обсуждения смогут мало повлиять на уменьшение коррупционной составляющей только при проведении процедур собственно закупок. Целесообразно также ввести институт общественного обсуждения при приемке результатов работ заказчиком с привлечением экспертов-специалистов в конкретных областях.

 Многие серьезные эксперты говорят про новую идею просто. Намерение – благое. Прозрачность – хорошо. Доступ людей к информации – ради Бога. Но может ли это как-то урезонить аппетиты чиновников? Нет.

 На самом деле мы видим просто очередную попытку обойти принятые во всем мире способы контроля общества за исполнительной властью. Они простые и понятные. Это самое общество избирает совершенно свободно и без всякой там фильтрации людей, которым поручено профессионально отстаивать интересы тех, кто их и избрал – или впредь не перевыберут. Среди таких «отстаивателей» обычно есть и прокуроры. Еще – депутаты разного уровня. Главы деревень, поселков, городов, провинций и даже всей страны. Опыт человечества последних пары тысяч лет говорит, что ничего более внятного до сих пор не придумано.

 Но многие российские государственные деятели опыту человечества не верят. А сотрудники Минэкономразвития даже предлагают конкретный способ этот опыт проигнорировать и заменить какими-то суррогатами.
Источник  www.km.ru  

0 коммент.:

Отправить комментарий