Россия изменила свою позицию по вопросу создания консорциума для управления украинской газотранспортной системой (ГТС): «Газпром» больше не против привлечения к участию в нем европейских компаний. Но пойти на это российская сторона готова лишь при условии, что ГТС передадут в собственность консорциума, сообщает «Коммерсантъ – Украина».
«Мы уже заинтересованы в появлении трехстороннего консорциума», – приводит издание слова заместителя председателя Комитета по экономической политике Госдумы РФ, президента Российского газового общества Валерия Язева. «Наличие только двух участников – России и Украины – несет потенциальные конфликты. Нужен арбитр», – пояснил Язев. Вместе с тем он отметил, что нужно создавать консорциум, который будет не просто управлять, а владеть украинской ГТС: «Надо сделать так, чтобы труба зависела не от Украины, а от консорциума».
Источник в «Газпроме» пояснил изданию, что слова Валерия Язева отражают сегодняшнюю позицию российского газового концерна. «Нас вполне устроит, если третьим участником консорциума станет европейская компания. Мы сможем найти общий язык с третьим участником консорциума, если он будет руководствоваться экономическими интересами, а не попытается политически насолить России», – сказал собеседник издания.
Ранее в «Газпроме» настаивали на создании двустороннего – российско-украинского – консорциума. О том, что российская позиция может измениться, стало известно после встречи президентов Владимира Путина и Виктора Януковича, которая прошла 15 мая в рамках состоявшегося в Москве неформального саммита стран СНГ. После разговора с Владимиром Путиным Виктор Янукович сообщил, что стороны стремятся к созданию консорциума с тремя участниками, но пока Украина ожидает аудита своей ГТС, который должен завершиться в августе этого года.
А вот оценка стоимости украинской трубы как раз может стать камнем преткновения между сторонами. Издание напоминает, что ГТС Украины оценивалась уже дважды: в 2007 году – в $24,8 млрд, а в 2009 году – в $9,9 млрд. Сейчас аудит трубы проводит компания Baker Tilly Ukraine. Каков будет результат, пока никто не знает, ведь на Украине есть «эксперты», которые измеряют стоимость ГТС трехзначной цифрой (в миллиардах долларов). Понятно, что такой разброс цен не способствует достижению договоренности. «Г-н Язев недоговаривает, – подтвердил изданию источник в украинском Минэнерго. – Главный предмет споров на сегодня – это российская оценка нашей ГТС, которая в разы ниже нашей». Кроме того, отмечает источник, предметом спора является «имплементация положений европейской энергохартии, к которой присоединилась Украина и которая обязывает предоставить равный доступ к ГТС всем участникам рынка». В результате в апреле доступ к ГТС и подземным хранилищам газа на Украине был предоставлен частным добытчикам и импортерам газа. Такое решение, отмечает издание, крайне невыгодно «Газпрому» и фактически сделало бессмысленными переговоры о создании двустороннего консорциума по управлению ГТС.
В свете всех этих разногласий наблюдатели и не рассчитывают на скорую реализацию достигнутой в Москве принципиальной договоренности о создании трехстороннего консорциума. Значительное время может занять оформление согласия Украины на передачу ГТС – своего «национального достояния» – создаваемому консорциуму. Напомним, сравнительно недавно Верховная рада заблокировала возможность приватизации украинской ГТС.
Директор украинского Института энергетических исследований Дмитрий Марунич подтвердил изданию, что в ближайшее время переговоры с Россией вряд ли завершатся реальными договоренностями. «Процессы по реструктуризации «Нафтогаза» активно тормозились все последние годы, и потому нужно проделать значительную работу, принять немало новых законов, которые, по сути, позволят продать газотранспортную систему», – пояснил он. Директор украинского Института глобальных стратегий Вадим Карасев также считает, что «в ближайшее время принять нужные законы и достичь компромисса между странами будет крайне сложно». И дело не в том, что провести такое решение через Раду для нынешней власти нереально. Как раз наоборот, отмечает Карасев: «У них (властей) есть большинство (в Раде) и рычаги влияния». Но вот принять такие законы накануне парламентских выборов было бы самоубийственно для рейтинга нынешней власти, напоминает эксперт.
А раз так, то в обозримой перспективе развитие ситуации на российско-украинском газовом фронте будет протекать по-прежнему: Россия будет продолжать работу над увеличением пропускной мощности «Северного потока» и белорусской ГТС, готовясь одновременно к началу прокладки «Южного потока». Ну а Украина будет принимать меры по сокращению потребления газа и в меру своих сил наращивать собственную добычу сланцевого газа и голубого топлива с Черноморского шельфа. Хотя все эти источники, разумеется, не могут сколь-нибудь существенно компенсировать российский природный газ.
Тем временем украинская труба будет все более приходить в негодность. В январе этого года на вопрос журналистов, какое место отводит «Газпром» украинской ГТС с учетом прокладки «Южного потока», глава российского газового концерна Алексей Миллер ответил так: «Это полностью зависит от той роли, которую отводит газотранспортной системе сама украинская сторона. Если, как можно услышать на Украине, ГТС – это историческое сокровище, то, по-видимому, ее место – в музее».
Запуская в сентябре прошлого года «Северный поток», Владимир Путин заметил, говоря об Украине: «Как и для любой транзитной страны, всегда есть искушение попользоваться своим исключительным транзитным положением. Теперь этот эксклюзив исчезает. Я думаю, что наши отношения будут приобретать все более и более цивилизованный рыночный характер».
Источник www.km.ru
0 коммент.:
Отправить комментарий