среда, 4 июля 2012 г.

Итого саммита ЕС в Брюсселе


Многие колебания на российских рынках объясняются сегодня ожиданиями итогов саммита ЕС, который пройдет 28-29 июня в Брюсселе.

Следуют пессимистичные предсказания о способности европейцев договориться – и акции российских компаний на наших биржах падают. Намекают на то, что, может, и спасут зону евро – российская экономика дорожает. Удобно, конечно, пребывать в иллюзии, что кто-то где-то примет какие-то решения, от которых только и будет зависеть наше благополучие, а потому самим можно и ничего и не делать для собственного процветания.

 В понедельник, 25 июня, рынок акций РФ понизился на 1-2 процента, когда прочитали ряд высказываний мировых знаменитостей про то, что саммит ЕС ничего не решит. Постарался, конечно, великий спекулянт Джордж Сорос, который предположил крах европейской валюты. Но во вторник наш рынок встрепенулся и утром поднялся выше 1340 пунктов по индексу ММВБ на фоне коррекции в Европе и фьючерсов в США и новых домыслов про то, что все-таки европейцы договорятся.

 Общим местом в рассуждениях аналитиков стало то, что, якобы, российские компании тесно «завязаны» на европейский рынок, потому сложности в Европе снизят спрос на российские товары, упадет их прибыль и пострадает вся наша экономика. Однако не все так «линейно». Наши товары известны – энергоносители, при любом реальном раскладе потребность в них останется до тех пор, пока люди готовят еду на огне и не обросли медвежьим мехом для выживания в не отапливаемых помещениях. Важнее, какова будет цена на наши товары, так как объем их поставок не упадет ниже разумного уровня при любом исходе совещания в Брюсселе. А в последнее время мы видим, что и цена, и объем экспорта энергии из России зависят больше от развития альтернативной энергетики, чем от макроданных ЕС.

 Тем не менее, рынки и аналитики рынков явно преувеличивают значение одного фактора – наверное, потому, что так проще исторгать комментарии, чем пытаться осмыслить всю картину в целом. Вот и мечутся курсы акций (да и валюты) вверх-вниз почти хаотично. Мечутся инвесторы – то в золото рванут, то в облигации, но всегда в итоге опять ищут утешения в долларах.

 Но что именно должны обсудить в Брюсселе в конце июня? Они соберутся, чтобы договориться, как, за чей счет, и под какие условия гасить долги ряда стран- членов ЕС: Греции, Ирландии, Португалии, Испании и, с понедельника, Кипра. Не гасить нельзя, так как тогда повалятся другие «кости домино» - крупнейшие европейские банки, французские и прочие, имеют серьезные обязательства от стран, которые стоят на грани банкротства.

 Агентство Reuters раздобыло доклад, в котором на 15 страницах расписаны вопросы саммита ЕС. Этот доклад получили главы стран-участниц саммита. В нем выделены четыре главные рекомендации.

 1. Усиление банковского надзора.

 2. Интеграция бюджетной политики.

 3. Общая интеграция европейских экономик.

 4. Соблюдение и усиление демократических основ в ряде европейских государств.

 По всем пунктам есть разногласия между Италией и Францией с одной стороны, и Германией – с другой. Немцы не против усиления единого европейского банковского надзора, но считают необходимым быстрее добиться фискальной интеграции, унифицировать налоговое законодательство, на что нужно много времени.

 В документе предлагается поднять вопрос о создании специального фонда по сокращению долгов. Эту идею поддерживают Франция, Италия и ряд других стран. Германия – против этого, так как непонятно, почему одни страны (и их налогоплательщики), должны расплачиваться по долгам других стран, фактически компенсируя их траты.

 Скорее всего, мир не увидит 29 июня окончательных решений от саммита ЕС – их просто не может быть. Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман на днях коротко и ясно описал, в чем настоящая проблема зоны евро. Он рассказал о том, как федеральные власти выделили финансовую помощь штату Флорида — где однажды возникли серьезные долговые проблемы. И это было совершенно естественно в рамках одной страны. Но именно – одной, штат Флорида и другие штаты объединяет не только единая валюта в виде доллара, но и единая федеральная политика, единое базовое законодательство, в том числе и финансовое, на основе которого и вне противоречий которому могут создавать свои законы отдельные штаты. В ЕС же валюта одна, а все остальное – порознь. Так что или идти на серьезную интеграцию в политики и экономике, или прощаться с евро (что более реально).

 И вот вроде бы договорились европейцы о сближении и интеграции, только для чего именно сближаться и интегрироваться в разных странах понимают по-разному. Немцы считают, что надо соблюдать, прежде всего, финансовую дисциплину и сокращать бюджетные расходы. А итальянцы и французы говорят о разумности даже наращивать расходы и запускать печатный станок, чтобы оживить экономику и начать борьбу с безработицей. Но у немцев экономика и так живая, конкурентоспособная…

 Еще поступают сообщения о тех или иных инициативах, которые предполагается обсудить в Брюсселе, но многие и них, как введение ограничения уровня госдолга, были и прежде. Не только комментаторы, но и сама, к примеру, канцлер Германии Ангела Меркель скептична в прогнозах итогов саммита: «Когда я думаю о саммите, меня беспокоит, что он выльется в очередное обсуждение разных идей совместной ответственности, вместо того чтобы обсудить улучшение контроля и структурные реформы».

 Любопытно еще вот что. Евросоюз, сообщается, хочет иметь право переписывать национальные бюджеты стран, нарушающих нормативы по госдолгу и дефициту. Но вот, к примеру, Испания (Греция – особый случай), добросовестно исполняла все требования и рекомендации Евросоюза, часто называлась даже ударником евротруда, а теперь ей надо срочно предоставить 100 млрд евро на спасение банков. И Германия не горит желание выделять эти деньги путем выпуска общеевропейских облигаций, хотя Германия была одним из главных авторов рекомендаций и требований, которым довольно строго следовала Испания.

 В общем, имея валютный союз, но не имея союза бюджетного, Европа столкнулась с банальной необходимостью делегирования властями каждой страны ЕС части своих полномочий в единый центр. Иначе, без политической централизации, «Создание сильного бюджетного союза и единая налогово-финансовая политика для стран еврозоны сейчас уже ситуацию не спасет, — подытоживает мнения ведущих мировых аналитиков экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин. - Это долго по времени и не просто, поскольку, например, Германии придется передать часть суверенных полномочий в Брюссель, на что власти этой благополучной страны могут не согласиться» (Цитата по РИА Новости).

 Но даже если европейцы включат печатный станок и начнут не списывать, а гасить долги проблемных стран, то эти, по некоторым предположениям, 300 и более млрд евро хлынут не в Россию, а в азиатские страны, которые, скорее всего, постараются их замкнуть в подвалах своих хранилищ, чтобы курс евро не падал на горе производителям ширпотреба. Расчеты за нефть, кстати, ведутся только в долларах США.

 Анализируя риски и сценарии развития мировой экономики в ближайшее время, все эксперты говорят о совершенно незадействованных резервах российской экономики, мирно дремлющей на нефтяной подушке. И о том, что мы уже упустили время для повышения делового климата ради привлечения инвестиций, это надо сделать уже сейчас. Но «Долговременного экономического роста сейчас можно добиться только за счет новых технологий и повышения качества управления», – цитирует РИА Новости выступление Олега Вьюгина в Питере.

 На фоне же серьезных мировых дебатов о том, что предпочесть, расходы и рост, пусть и за счет некоторой инфляции, или экономию и обуздание инфляции, все-таки G20 декларируют главный тезис: «Рост и работа». И европейцы никуда не денутся, пойдут по пути роста и нацеленности на увеличение рабочих мест даже в ущерб экономии. Хотя никто не знает, сколько времени, месяцев или лет им еще потребуется, чтобы согласовать действия. Но очевидно, что декларируемые российскими властями приоритеты – стабильность, экономность и так далее, явно устарели и не обеспечат роста экономики. Что уже в ближайшие месяцы приведет к практически полной остановке роста доходов населения на фоне увеличения расходов на ЖКХ и услуги монополий, на фоне падения курса рубля адекватно цене нефти. А еще – на фоне бодрых рапортов правителей о том, что мы развиваемся лучше всех в мире.

0 коммент.:

Отправить комментарий