среда, 3 октября 2012 г.

Российским бюджетом не довольны все


Даже внутри самого правительства нет единой позиции по тому, насколько он обоснован и выполним
Проектом нового российского бюджета недовольны все. Президент Путин – потому что в нем не нашлось денег на выполнение предвыборных обещаний, чиновники – потому что он основан на недостоверном прогнозе и получился слишком оптимистичным. В итоге траты оказались перекошенными, обещания президента воплотились не полностью, а в достоверности прогноза на ближайшие три года сомневаются даже чиновники Минфина.
Над проектом документа обычно работают два министерства: Минэкономразвития составляет прогноз, как будет развиваться экономика России и какая конъюнктура сложится на мировых рынках, а Минфин на этой основе составляет сам бюджет, где описываются государственные доходы и расходы.
Определяющие величины прогноза – рост ВВП, сальдо торгового баланса, инфляция, курс рубля и некоторые другие. Они и диктуют размеры казенных доходов и расходов. Важным условием составления хорошего бюджета является согласие между чиновниками обоих ведомств относительно исходных величин и общая точка зрения на то, что будет происходить в экономике в ближайшее время. В этот раз ни согласия, ни точки не было.
Тем не менее в прошлый четверг проект бюджета-2013 был в целом утвержден на заседании правительства, как и прогноз на следующий год. Не помешало этому даже то, что несколькими днями ранее с резкой критикой бюджета выступило министерство финансов.
Претензии ведомства относились к качеству прогнозов, которые выдает Минэкономразвития. Последнее дважды переписывало их в этом году, но финансисты все равно остались ими недовольны. Обо всех замечаниях к прогнозам правительству сообщил в своем письме замминистра финансов Алексей Моисеев, сообщает Интерфакс, ознакомившийся с письмом.
Моисеева не устраивает, что экономисты не разобрались в причинах снижения прироста ВВП в 2012 году по сравнению с 2011 годом (3,5 против 4,3%) и никак не объясняют заложенный в проект прогноза рост экономики в 2014 году по сравнению с 2013 годом (4,3 против 3,7%). Он также сомневается, что внутренний спрос, который считается основным источником роста ВВП в 2013-2015 гг., переориентируется с импорта на отечественную продукцию.
Минэкономразвития почему-то полагает, что в 2015 году на импорт будет уходить не половина прироста спроса, как в 2011 году, а только треть, а среднегодовой прирост объема импорта снизится с 31% в 2005-2008 и в 2010-2011 гг. до 8% в 2012-2015 гг. Это тем более странно, что до сих пор наблюдалась обратная картина: спрос на импортную продукцию рос опережающими темпами. Неоправданными Моисееву кажутся и надежды на рост внутреннего спроса, поскольку граждане до последнего времени предпочитали копить, а не тратить.
В прогнозе говорится, что условия для бизнеса должны существенно улучшиться, но при этом почему-то запланирован низкий рост инвестиций (в среднем на 7% за 2012-2015 гг.) и промышленного производства (3,7%).
Кроме того, в Минфине уверены, что в 2013-2015 гг. инфляция может превысить прогнозный уровень, хотя и не говорят, на сколько именно. Причина тому – ускоренный рост тарифов ЖКХ. Особенно контрастно он выглядит на фоне среднегодового прироста потребительских цен в 5,4%: рост тарифов на электроэнергию запланирован на 10,3%, на тепловую энергию – на 9,7%, на природный газ – на 13,1%, на железнодорожные перевозки – на 10%. Все вместе, по мнению Минфина, «создаст мощные инфляционные риски, снизит конкурентоспособность отечественных производителей».
Минэкономразвития ожидает притока капитала в страну в 2014-2015 гг. в размере $30-40 млрд; Минфин, наоборот, полагает, что ничего подобного не произойдет и отток сохранится, но из-за низкой динамики роста импорта счет текущих операций с зарубежьем не станет отрицательным. У Минэкономики своя точка зрения: в 2015 году сальдо будет отрицательным и составит -$15 млрд.
По животрепещущей теме курса национальной валюты согласие есть, но относительное. Минэкономразвития ожидает его ослабления до 33,7 руб. за доллар в 2015 году, а Минфин видит глубину падения более значительной. Интересно, что раньше и Минэкономразвития не исключало ослабления рубля до 46 руб. за доллар.
Отсутствие единодушия в ведомствах передалось и независимым экономистам. Павел Теплухин видит ближайшее будущее российской экономики следующим:
«Есть две школы, которые по-разному объясняют природу российской инфляции. Одни считают, что причины ее в основном монетарные и связаны с объемом денежной массы в обращении. А вторая школа считает, что это – структурная проблема, связанная с изменением тарифов. Я – сторонник первого подхода. Увеличения тарифов могут дать сезонные колебания, но в целом по году инфляция в основном определяется монетарными факторами. Уверен, что если темпы роста денежной массы, как сейчас, не будут превышать прирост ВВП, а ЦБ продолжит придерживаться достаточно консервативной денежной политики, то инфляция не выйдет из-под контроля.
Притока капитала не будет: во-первых, не предполагается существенного увеличения экспорта, а во-вторых, происходит ускоренная конвертация рублевых обязательств российских резидентов в долларовые. Основным источником средств для наших банков являются западные кредиты, поэтому, чтобы обезопасить себя, они предпочитают выдавать кредиты в той валюте, в которой рефинансируются. С точки зрения ЦБ это означает отток капитала. К такому оттоку надо относиться спокойнее. Коротких рублей в экономике много, а вот длинных – мало. Длинными существуют только доллары. Стоит найти более правильный термин для такого оттока».
«Раз Минфин предполагает не приток, а отток капитала, вполне логично, что он ориентируется на ослабление рубля, – говорит Антон Никитин из «ВТБ Капитал». – Да и с макроэкономической точки зрения рубль должен слабеть по отношению к доллару. В частности, у нас инфляция выше, чем в США».
Главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков, слова которого приводят «Ведомости», не видит предпосылок улучшения условий для бизнеса, поскольку помимо государственных институтов это зависит от макроэкономической политики. Подобные же споры в правительстве – признак того, что там не все согласовано. Минфин прав: отток капитала будет, но он и сам этому способствует, отмечает Гавриленков. Имея профицит (около 0,5 трлн руб. к сентябрю), он выступает чистым заемщиком на внутреннем рынке, и вся эта рублевая ликвидность конвертируется в валюту. «Занимать на внутреннем рынке по 8% и размещать в резервах под 2-3% имеет смысл, только если рубль будет слабеть, и если так делает Минфин, то почему другие должны вести себя иначе?» – задается вопросом эксперт.
Здесь также вспоминается еще одно обстоятельство. Когда в мае формировалось правительство, Путин отказался от всех зарубежных встреч, дабы не отвлекаться от расстановки министров, а его состав не объявляли до последнего возможного по закону срока. Теперь же министрам раздаются публичные выговоры, чего прежде не случалось, а проект бюджета получился, мягко говоря, крайне противоречивым. Возникает вопрос: а так ли уж тщательно подбирались министры в мае, и прорабатывался ли вопрос сработанности всей команды в целом?..

Читать полностью: http://www.km.ru/economics/2012/09/26/pravitelstvo-rossii/693241-pervyi-byudzhet-medvedeva-vyshel-komom

0 коммент.:

Отправить комментарий