четверг, 3 января 2013 г.

Минфин против налогов в отдельных регионах России


Сергей Шаталов © РИА Новости, Сергей Субботин 
 
В пятницу, 21 декабря, замминистра финансов Сергей Шаталов заявил перед прессой, что Минфин выступает против идеи Минэкономразвития (МЭК) о введении в отдельных регионах России налога с продаж.
Ранее анонсировалось, что правительство проведет заседание по этой теме в конце декабря 2012-го.
Налог с продаж действовал в России с 1998-го по 2003 год включительно, тогда на каждом чеке мы могли видеть обычно 5-процентную надбавку к цене, которую и оплачивали. Тот же С. Шаталов усердно боролся за отмену этого налога, собирание которого вместе с НДС по сути означало двойное налогообложение. В 2004 налог с продаж бы уничтожен. С тех пор регулярно звучат голоса о том, что надо его реанимировать.
С повышением уровня образованности членов правительства никто из них до недавнего времени уже не рисковал сова вводить одновременное действие двух налогов. Предлагали заменить НДС налогом с продаж. Главным, пожалуй, идеологом этого выступал нынешний заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович. В конце 2011 года правительство активно обсуждало переход на налог с продаж. Потом, вроде, успокоились. Но к концу этой осени сторонникам налога с продаж удалось убедить председателя правительства Дмитрия Медведева вновь затеять дискуссию.
Д. Медведев сделал это 4 декабря на встрече с членами Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), предложив предпринимателям обсудить, что для них предпочтительнее: налог с продаж или налог на добавленную: «Хочу вернуться к обсуждению вопроса о том, какой все-таки нам полезнее иметь налог - налог на добавленную стоимость или налог с продаж... Мне кажется, пора еще раз обсудить эту тему и услышать ваше мнение» (цитата по РИА «Новости»).
Бизнесмены, кстати, ответили быстро: НДС как-то привычнее. Но маховик продвижения нового (старого) налога уже закрутился. И 19 декабря глава Минэкономразвития Андрей Белоусов делает довольно экзотическое предложение – ввести налог с продаж в некоторых регионах «наряду с НДС при определенных условиях». А. Белоусов не уточнил, что это за условия, но можно догадаться. Видимо, речь идет о том, чтобы разрешить самым нуждающимся территориям вводить по сути двойное налогообложение, чтобы они смогли находить деньги сами, а не просили бы их перманентно в центре. Надо учесть, что подавляющее число российских регионов сегодня испытывает серьезные финансовые сложности, многие вообще находятся на грани разорения. Вот и находится как бы простое решение.
Понятно, что одинарное, двойное или даже тройное налогообложение всегда в итоге оплатят покупатели товаров или услуг. Это, наверное, не смущает идеологов повышения налогов, ведь они постоянно твердят про небывалое повышение доходов населения, так что можно и «пощипать».
Угроза массового банкротства регионов сегодня столь серьезна для страны, что на самом деле появляется возможность «протащить» в правительстве самые странные идеи. Что и делается.
Однако заседание правительства по введению налога с продаж в отдельных регионах пока откладывалось. Минфин определился с тактикой, выбрав открытую борьбу с этим. И вот в пятницу, 21 декабря, С. Шаталов объявил об этом прилюдно, и пояснил, почему не надо возрождать пятипроцентный побор с покупателей.
«Это повышение налоговой нагрузки, несомненно, против чего правительство выступает, это увеличение цен, это разгон инфляции, это социальная напряженность. Нам не очень это нравится», - сказал С. Шаталов.
В итоге имеем следующее. Сторонники введения налога с продаж говорят, что так можно увеличить налоговые поступления в региональные бюджеты (этот налог поступает в эти бюджеты). А компенсация вреда от двойного налогообложения (налог с продаж и НДС одновременно) предлагается простая – снизить НДС. В качестве доказательных аргументов они ссылаются на мировой опыт, приводят подсчеты о том, какие деньги получат регионы с новым налогом – большие.
Противники введения налога с продаж последовательно разбивают все доводы сторонников.
Международный опыт говорит о том, что только одно крупное государство – США – использует налог с продаж, а не НДС. Но в США совсем иная конструкция государства, там каждый штат – это самостоятельная как бы страна (state – государство). НДС там нет, а сбор налогов на уровне штатов – вопрос политических свобод территорий, вряд ли кто-то из политиков в здравом уме там предложит заменить налоги штатов федеральным налогом. В Канаде частично использую и НДС, и налог с продаж, но весьма специфически. В обоих случаях речь идет о странах, которые принципиально устроены иначе, чем Россия. Брать их налоговые системы можно, если все остальное у нас тоже перекроить.
Еще Минфин приводит такую статистику. До 2004 года, когда еще действовал налог с продаж, он концентрировался крайне неравномерно: 54% этого налога приходились на три региона – Москва, Московская область и Санкт-Петербург, они собирали 54% суммы налога, из них 36% доставалось Москве. То есть, неравномерность поступления доходов обостряется.
Сейчас совершенно непонятно, как взимать и как администрировать налог с продаж, если его возрождать, чтобы он опять не стекал почти весь в Москву и Питер. Или такой вопрос. Если товар производится на одной территории, а продается - на другой, кому, в чей бюджет поступит налог, туда, где товар сделали, или туда, где его продали? Вводить принцип страны назначения, как это делается, когда суверенные государства вводят налог на добавленную стоимость, и возмещать, как НДС при экспорте товаров в другой регион? Это сложно, путанно, непредсказуемо по эффекту, в Минфине говорят про это примерно так: это безумие, такие вещи делать невозможно.
Полная замена НДС налогом с продаж невозможна экономически. С. Шаталов не так давно в радиоинтервью на «Эхо Москвы» приводил такую статистику: «Налог на добавленную стоимость показал (в начале нулевых) свою крайнюю неэффективность. Он взимался по ставке 5%. И если смотреть статистику 2003 года… то объемы поступлений по налогу на добавленную стоимость и по налогу с продаж отличались примерно в 15 раз, даже немножко больше. Больше полпроцента ВВП налог с продаж не давал никогда. Налог на добавленную стоимость давал в то время порядка 6,5, иногда доходило до 7% ВВП. Разница огромная. Если… мы хотим заменить налог с продаж в полном объеме, не увеличивая других налогов и получив точно такой же источник бюджетных поступлений, то… ставку налога с продаж надо увеличивать примерно в 15 раз. Это бы означало, что налог с продаж шел бы по ставке 75%. Я бы с удовольствием посмотрел на то правительство или на того политического лидера, который бы вышел с такими предложениями»...
Чтобы собрать через налог с продаж называемые сторонниками этого налога суммы, нужно начать контролировать десятки тысяч точек, где осуществляются розничные продажи, которые сегодня от НДС освобождены, при всех упрощенных системах налогообложении. Это будет дополнительным налогообложением для мелкой розницы, работающей на режиме ЕНВД, которая и так еле дышит.
Нет расчетов того, сколько будет стоить налаживание системы администрирования нового налога – все этим дядям и тетям, которые пойдут по ларькам и магазинам снимать показания с кассовых аппаратов надо ведь платить зарплаты, потому научиться сводить воедино записанные данные. В США проще – любая касса автоматически там нередко передает сведения в налоговые органы через интернет. У нас несколько иначе с этим.
Но что-то надо делать с региональными финансами, пока не начались банкротства. Разумнее представляется не новый налог вводить, а прежние расщепить, больше оставляя в регионах, может и на НДС даже замахнуться (если это вообще возможно в федеральным по сути налогом). Но российский федеральный бюджет сконструирован и так предельно жестко, любые передачи доходов из него на места мгновенно приведут к дефициту, который и так есть даже по итогам 2012 года. Что делать?
Есть, видимо, более понятное решения, чем псевдо простое про налог с продаж. Не хватает доходов – надо, как не противно, сокращать расходы, федеральные расходы. К примеру – на оборонку (которая просто неспособна и «переварить» деньги, что ей намерены выделить), на разного рода помпезные траты типа строительства сверхдорогих мостов в никуда. Но на это власть ни за что не согласна.
В таком случае не налог с продаж, так еще какие-то новые налоги придется выдумывать или старые повышать и далее. Потребитель все должен будет оплатить, как не называй поборы – хоть НДС, хоть налог с продаж, хоть оба сразу.

Источник  www.km.ru

0 коммент.:

Отправить комментарий