Значительный прирост выручки стал возможен благодаря активному открытию новых магазинов. К примеру, сеть «Дикси» за указанный период открыла 184 магазина, «Магнит» – 413 торговых точек.
Растет и непродовольственный сектор: среди пяти компаний, показавших самый высокий рост выручки за шесть месяцев 2012 года, две представляют сегмент обуви («Обувь России», +49%) и одежды (Melon Fashion Group, +36%). Драйверами непродуктового сектора экономики остаются крупные города и города «нефтяных» регионов, уровень доходов населения в которых достигает высоких показателей.
Одной из главных тенденций развития торговли в ближайшем будущем будет перемещение игроков в виртуальное пространство. В России онлайн-сектор показывает высокие темпы роста, превышающие европейские показатели почти в полтора раза. По данным Data Insight, в 2011 году объем рынка электронной торговли увеличился за год на 33% (с 240 до 320 млрд рублей).
Онлайн-торговля – один из самых быстрорастущих рынков в Европе. Лидерами по объему электронной индустрии являются Великобритания (59,4 млрд евро), Германия (45,07 млрд евро) и Франция (38,66 млрд евро). На них приходится 71% всех онлайн-продаж в ЕС. Наибольшая доля рынка онлайн-торговли в Великобритании – 12%. Затем следуют Германия (9%) и Швейцария (8,7%). Наибольший относительный рост онлайн-продаж в 2011 году был зафиксирован во Франции и Польше – более 20%. Также высокие показатели у Швеции и Италии (по 18%) и Норвегии (17%).
Несмотря на активный рост доля рынка онлайн-продаж в общем объеме розничного оборота РФ пока очень мала – всего 1,6%. Это связано с невысокой степенью охвата интернетом в регионах, а также недостатком логистической инфраструктуры для доставки товаров. Доставка товаров в небольшие города и на удаленные территории предполагают большие сроки и высокую стоимость. И высокий уровень недоверия к оплате пластиковыми картами покупок в интернете усугубляет ситуацию. Кроме того, низкий уровень входа в этот сегмент рынка привлекает недобросовестных участников и влечет за собой рост обманов и нарушений прав потребителей.
Еще одна причина отставания – в РФ заметно позднее, чем в Европе интернет стал массово доступен. С сейчас Рунет – это примерно 60 млн пользователей в месяц, мы по этому показателю №1 в Европе. Но большинство этих пользователей – новички в интернете. Им еще нужно время, чтобы осмотреться и начать покупать, у наших потребителей, к сожалению, существует определенный «барьер недоверия» к дистанционной торговле.
По мнению Александра Борисова, генерального директора Московской международной ассоциации бизнеса, одним из важных факторов дальнейшего развития будет рост мобильного интернета. Пока только 18% россиян имеют смартфоны, и из них только 1/5 часть совершает онлайн покупки (на 0,5 млрд долл.).
Другим трендом развития отрасли станет рост интереса владельцев сетевых магазинов к менее крупным городам. По прогнозу Colliers International, города-миллионники и полумиллионники по-прежнему будут приоритетными для развития, но в среднесрочной перспективе многие ретейлеры будут обращать внимание на города с 300–500 тыс. населения.
Наиболее активные планы у магазинов парфюмерии и косметики, магазинов бытовой техники и электроники, продуктовых гипермаркетов и крупных ретейлеров, имеющих в портфеле целый набор иностранных брендов («Монэкс Трейдинг», BNS Group и др.). Менее грандиозные планы развития у продавцов товаров для дома, верхней одежды и меха и владельцев развлекательных центров. Компании данных профилей будут рассматривать города до 500 тыс. жителей выборочно, останавливаясь на наиболее интересных для них направлениях.
Чтобы получить возможность развития в небольших городах, владельцы гипермаркетов начинают осваивать формат дискаунтера. Как пример, компания «O’Keй» объявила о программе развития дискаунтеров, начало реализации намечено на 2014 год. Магазины площадью 1500 кв. м вначале появятся в Подмосковье, а затем и в других регионах России.
К слову, тенденцию к сокращению форматов эксперты объясняют не только адаптацией под небольшие города, но недостатком подходящих помещений. Так, компания «Магнит» разработала новый формат, сочетающий в себе черты гипермаркета и «магазина у дома». «Магнит семейный» площадью 1500 кв. м будет открываться там, где невозможно разместить стандартный гипермаркет.
Планирует освоить небольшой формат и сеть SPAR. Магазины SPAR Express будут располагаться в крупных транспортных узлах и будут рассчитаны на быстрый шопинг. До конца года компания планирует открыть три магазина в новом формате в Москве. Real будет развивать магазины формате «городского гипермаркета», площадь которых будет уменьшена до 6000 кв. м.
«М.видео» планирует выходить в города с населением менее 150 тыс. жителей. Торговая площадь магазинов будет уменьшена до 2000 кв. м. Похожий по площади формат планирует развивать METRO Cash & Carry: «Metro Пункты» площадью 2100 кв. м ретейлер будет открывать в городах 250–350 тыс. жителей.
Что касается форматов торговых центров, то в среднесрочной перспективе наиболее востребованным будет оставаться классический торговый центр. Кроме того, на рынке будет продолжать развиваться формат аутлет-центров (торговый центр, специализирующийся на продаже брендов одежды со значительными скидками) – сейчас на стадии реализации находится шесть проектов (три в Москве, два в Санкт-Петербурге и один в Екатеринбурге). Этот формат пока может быть востребован только в больших городах. Еще один формат – ретейл-парк (экономичный формат, представляет собой комплекс из одно- и двухэтажных зданий или строений) – начал активное развитие после кризиса 2008–2009 годов. В настоящее время в стадии проектирования находятся около 20 проектов, причем половина из них была объявлена в последние год-полтора.
Еще одна интересная тенденция развития отечественной торговли – выход игроков рынка в новые сегменты. Так, компания Marks & Spencer подала заявку в Роспатент на регистрацию торговой марки M&S Simply Food, под которой с 2001 года развиваются гастрономы и закусочные в Великобритании и США. Другой пример – «Ашан» открыл «Ювелирный бутик». Торговая точка находится возле входа в московский «Ашан Сокольники». В бутике размером 50 кв. м, работающем в тестовом режиме, единовременно находится порядка 6000 наименований серебряных и золотых украшений и бижутерии, половина которых привозится из Франции. Будут ли появляться такие бутики и возле других «Ашанов», в компании решат в начале 2013 года, когда будут видны первые результаты работы «Ювелирных украшений» в Сокольниках.
По прогнозама, если не произойдут серьезные пертурбации на глобальных рынках, то в среднесрочной перспективе вектор розничной торговли продолжит поступательное развитие, правда, уже не теми темпами, какие были до кризиса 2008 года (10-12%), а на уровне 5-6%. При этом продолжится, скорее всего, опережающий рост непродовольственной торговли. Соотношение продовольственных и не продовольственных товаров в 2011 году составило 47%/53% и будет постепенно изменяться до сокращения первых до уровня 33%, как в развитых странах мира. При этом спрос будет склоняться больше в сторону товаров длительного пользования.
Также серьезное влияние на рынок будет оказывать низкая степень его консолидации. По данным Московской международной ассоциации бизнеса, первая пятерка крупнейших сетей занимает менее 15% рынка, а в странах Европы этот уровень составляет 68%. Доля сетевой торговли в целом в общем обороте страны все еще не превышает 20% при европейском уровне 80%.
Источник www.km.ru
0 коммент.:
Отправить комментарий