понедельник, 1 апреля 2013 г.

Законопроект на продукты первой необходимости

Коллаж©KM.RU 
 
Желание парламентариев прокормить население нанесет решающий удар по малому бизнесу
Так бывает: попадается на глаза новость, которая на первый взгляд кажется ну очень хорошей, но стоит задуматься – и понимаешь, что ничего хорошего в ней нет. На этот раз «мальчик с гранатой» пожаловал со стороны депутатов фракции «Справедливая Россия»: народные избранники внесли законопроект о наценке на продукты первой необходимости. Предполагается, что надбавка не превысит 15%. Для наглядности депутаты приводят пример с молоком: магазины покупают его у производителей по 12-15 рублей за литр, а на прилавках оно стоит 35-40 рублей, доходит и до 75 рублей за упаковку. Нехитрые расчеты подсказывают: наценка составляет от 200% и выше. Тут-то, как в фильмах про супергероев, и появляются доблестные законодатели, которые бьют по рукам алчных продавцов и не дают грабить население.
Надо сразу заметить, что сама идея регулирования наценок не лишена смысла. Именно так происходит на Западе. Авторы законопроекта сами признают, что позаимствовали идею у других стран. Так, в Австрии, Дании, Норвегии, Канаде и Китае уже действуют законы, которые устанавливают ценовой потолок для тех или иных продовольственных товаров. Однако эксперты полагают, что примерять их условия к нашим неверно. «Наценка в 15-20% – общепринятая норма на Западе, где бизнес живет вполне благополучно и не страдает от ограничений, – говорит старший аналитик аналитического департамента компании «Альпари» Дарья Желаннова. – У нас введение такой нормы может заставить уйти еще большую часть бизнеса в тень».
Но что остается тем, кто желает вести бизнес открыто? По мнению самих участников рынка, им придется принять еще один мощный удар. «Малый бизнес и так в буквальном смысле душат, – посетовал один из некрупных предпринимателей. – В этом году страховые взносы на обязательное пенсионное страхование нам подняли вдвое – до 35 000 рублей».
Кстати, реакция на рост взносов последовала моментальная: 317 000 индивидуальных предпринимателей аннулировали свои регистрации в налоговой. Теперь бизнесменам еще и запретят поднимать цены на товары, за счет продажи которых они живут. Естественно, пострадают в первую очередь владельцы небольших магазинов.
Какие это может иметь последствия?
По мнению экспертов, в первую очередь пострадает ассортимент: небольшие магазинчики, расположенные в шаговой доступности, переориентируются на более дешевые молоко, мясо, сыр. «Малый бизнес, безусловно, почувствует снижение своей прибыли и будет в первую очередь пытаться снизить затраты за счет понижения качества продуктов, – говорит аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина. – С другой стороны, магазины могут уходить в более высокий ценовой сегмент, где наценки не будут сильно ограничены. В этом случае доля социальных товаров в продажах будет падать».
Хотя граждане привыкли видеть в лице предпринимателей барыг и спекулянтов, это больше эмоциональное восприятие, считают эксперты. Мелкие торговцы, как правило, накручивают цены не потому, или не только потому, что их обуревает жадность. Наценка от 100%, в зависимости от условий жизни и существования бизнеса в тех или иных регионах, – это зачастую лишь способ выжить. Нужно оплатить расходы, а они постоянно повышаются: взять хотя бы цены на горючее и электроэнергию. И хочется еще получить какую-то прибыль, чтобы бизнесмен и сам имел возможность покупать те же товары первой необходимости. Если запретить высокие наценки, отмечают эксперты, взлетят цены на другой ассортимент, не входящий в перечень, – например, на мясо без костей. Требуха и суповые наборы – это, конечно, бюджетно, но душа время от времени просит и шашлык.
«Один из вариантов – соответствующее увеличение цен на дорогие товары, – прогнозирует главный аналитик ИФК «Солид» Ибрагим Боташев. – Как правило, покупатель фактически не обращает на это внимания, так как уже морально готов немного переплатить за продукты с высокой стоимостью».
Есть и другие опасные последствия ограничения наценок на товары первой необходимости. Небольшие торговцы могут оказаться на грани разорения. А ведь мелкая розница, которая и без этого трещит по швам, востребована. И доказывается это не только громкими фразами о социальной роли, занятости населения, налоговых поступлениях от бизнеса. Кому охота ходить за булкой хлеба в супермаркет, отстаивая огромную очередь? Даже в Москве супермаркеты не всегда есть в шаговой доступности, в отличие от небольших магазинов.
Возможно, депутатам не нужно торопиться, создавая законопроекты, которые «лечат и калечат» одновременно, полагают эксперты. Даже власти чувствуют, что перегнули палку в попытках собрать как можно больше налогов с бизнеса. Не так давно Владимир Путин снова поручил правительству подумать над страховыми взносами. В свою очередь, министерство экономического развития предложило со следующего года их снизить.
И вот когда это произойдет (а в нашем государстве, как показывает практика, одним лишь планам и поручениям доверять не стоит), возможно, и появится смысл ограничить наценки для торговцев.
Источник  www.km.ru    

0 коммент.:

Отправить комментарий