понедельник, 1 апреля 2013 г.

Развал еврозоны пугает инвесторов


Коллаж © KM.RU 
 
Эти страхи слегка преувеличены, но они могут стать «самосбывающимся прогнозом»
Кипрский кризис грозит стать прелюдией к новой волне паники на рынках. На фоне «спасения от дефолта», состряпанного киприотами и Еврогруппой, опасения инвесторов по поводу распада еврозоны достигли максимума с сентября 2012 года, показал опрос исследовательской компании Sentix.
Социологи выяснили, что инвесторов, убежденных в скором выходе из еврозоны хотя бы одной страны, в марте стало вдвое больше, чем в феврале, – 41,05% против 19,25%. И, возможно, в апреле обеспокоенных будет еще больше. 25 марта председатель Еврогруппы Йерун Дейсселблум произвел сенсацию, заявив, что «кипрский опыт» (спасение банков за счет незастрахованных вкладчиков) нужно использовать и в других странах. А ведь еще неделю назад в Брюсселе уверяли, что ничего подобного никогда не будет, что «Кипр уникален». Правда, и о Греции там говорили так же...
Насколько обоснованными выглядят сейчас страхи по поводу распада еврозоны?
Начнем с того, что выход из единого валютного пространства одного-двух государств «второго эшелона» в ряде случаев может стать обоюдовыгодным решением. Слабым странам не придется больше корежить свои экономики и бюджеты, а Еврогруппа перестанет быть в положении запертого в дурдоме Шурика из «Кавказской пленницы», который «все время рвется кого-то спасать». Потому что спасать-то будет кого: в 2014 году в еврозону надеются вступить Литва и Латвия (Эстония уже там), а Швеция, Польша, Чехия, Венгрия, Румыния и Болгария тоже не прочь присоединиться в отдаленном будущем.
Но никто из них от кандидатства пока не отказался, хотя на Кипре ЕС подал два неприятных сигнала: 1) в случае чего «выручать» будем любой ценой, вплоть до конфискации денег и сноса банковских систем, и 2) реальное спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Здесь можно предположить, что когда всерьез запахнет жареным, «отыграть назад» решится политически и экономически сильная Швеция.
Добровольно покидать еврозону не захотел даже, как ни странно, Кипр. Хотя кому, как не ему, разрыв с европейским валютным альянсом дался бы такой малой кровью? Кипрский фунт прекратил хождение всего пять лет назад, а местная экономика завязана не столько на ЕС, сколько на вкладчиков и бизнесменов из России и бывшей метрополии – Великобритании. Пару лет пришлось бы помучиться, зато экономика бы уцелела. Но нет: Никосия испугалась политических последствий и за 10 миллиардов евро предпочла разломать свой банковский сектор и остаться без экономики, достойной этого имени.
В свое время остаться в валютном союзе «любой ценой» принудили Грецию: ЕС не позволил даже ставить вопрос о ее возвращении к драхме. Итак, страны «второго эшелона» удерживаются в еврозоне – кто добровольно, кто принудительно. Остаются массивные аутсайдеры из высшей лиги – Италия и Испания, третья и четвертая экономики еврозоны. С ними будет как в известной поговорке про слона: если вы поймали его за ногу, а он вырывается, – лучше его отпустить. Удержать такие громады ЕС просто не сможет: сил не хватит. Пожалуй, только в России всерьез думают, что Евроцентробанк может наштамповать сколько угодно миллиардов евро и завалить ими всех, кто догадается капитулировать перед алчной фрау Меркель, которая незримо реет с ножницами над каждым европейским бюджетом. Это заблуждение извинительно, если вспомнить, как лихо ЕС накачивал сотнями миллиардов Грецию. Но в целом считать деньги в Европе любят и умеют: ведь там и политикам, и центробанкам приходится всерьез за них отчитываться.
Да и сама идея «спасения» крупнейших экономик выглядит абсурдом. Если уж эти начали сыпаться – значит, европейский финансово-экономический альянс уже не работает. Но, как ни парадоксально, тем с бóльшим упорством Брюссель будет цепляться за «слабаков».
Распад еврозоны будет предвестником краха всего европейского проекта, который пока скрепляется лишь общим правовым полем и подобием единой валюты. В каком-то смысле инвесторы могут быть спокойны: под давлением политиков и еврочиновников здоровым экономикам еврозоны придется бороться за аутсайдеров до тех пор, пока они сами не «заболеют».
Любопытно, что европейские вкладчики пока не разделяют тревог инвесторов. Уже на старте кипрского кризиса предсказания банковской паники в ЕС стали общим местом. Но если она и начинается, то крайне медленно, иначе Еврогруппа не рискнула бы обещать перенос «кипрского опыта» на континентальные страны и ставить под удар ослабевшие европейские банки.
Еще одно яркое несовпадение: страхи инвесторов совпали с мощным рывком американских фондовых индикаторов, которые в марте усердно переписывали исторические рекорды. Несмотря на все тревоги, в том числе и по поводу бюджета Штатов, рынки США, что называется, держатся «на хаях». Работает биржевой парадокс «рынок взбирается по стене беспокойства»: поводов для волнения – с избытком, но надежд все же чуть больше.
Получается, что опасения инвесторов не стоит принимать близко к сердцу? Буревестники из них, как видим, неважные. Во-первых, люди с деньгами – обычно существа осторожные. Им есть что терять, и далеко не все из них готовы рисковать. Во-вторых, многие из них запамятовали, что фондовый рынок живет не сам по себе: он лишь обеспечивает капиталом реальный сектор экономики, а не является священной коровой, которую мировые правительства, Еврогруппа и МВФ обязаны холить и лелеять.
Но есть одно очень и очень весомое «но». Кошмары инвесторов, включая и откровенных фондовых спекулянтов, нередко становятся, что называется, самосбывающимся прогнозом. Тогда начинает работать правило «падающего подтолкни», и участники рынка приходят к выводу, что на добивании очередного евроаутсайдера (и даже самого евро) можно неплохо наживаться а-ля Джордж Сорос. До сих пор Евросоюз ограждал от этого своих членов солидными пакетами помощи. Кипрские события показали, что эта стратегия осталась в прошлом.

Источник  www.km.ru    

0 коммент.:

Отправить комментарий