Перспектива крупных денежных поступлений, по мнению газеты, бросает густую тень на версию о самоубийстве Березовского, ибо кто в предвкушении такого богатства станет накладывать на себя руки? Любопытно выяснить, как эти деньги могли бы повлиять на финансовое положение «олигарха в отставке» и, в конечном счете, на его судьбу.
На пике могущества Березовского, в 1997 году, Forbes оценивал его состояние в три миллиарда долларов. Тогда Березовский еще владел 49% ОРТ, крупными пакетами в «Сибнефти» (43%) и «Русале» (25%). Сам Борис Абрамович десять лет спустя хвастал в интервью несколько бóльшим капиталом – в четыре миллиарда.
Но уже скоро, в 2009 году, активы олигарха сократились до миллиарда (701-е место в списке Forbes). По подсчетам журнала, политический крестный отец Путина «похудел» за год на 300 миллионов долларов. Правда, в отдельном форбсовском рейтинге он все еще числился девятым по влиятельности предпринимателем мира. Но в 2010 году фамилии Березовского в списке миллиардеров уже не было.
Российская Генпрокуратура настаивает, что на тот момент он располагал активами всего на 300 миллионов фунтов стерлингов, или на 483,5 миллиона долларов. Судя по тому, как хаотично Березовский занимался бизнесом, бывшим для него лишь источником средств для политических комбинаций, точный перечень его богатств будет составлен еще не скоро, и уж, конечно, не журналистами. Да и ценники на его имуществе сейчас весьма и весьма приблизительные.
Упомянутая компания Salford Capital Partners выглядит вполне прозрачной на фоне прочих активов Бориса Березовского. Он основал ее в 2001 году, при участии своего тогдашнего партнера Бадри Патаркацишвили и Евгения Йоффе, который возглавлял фирму. По информации из открытых источников, среди активов Salford значились доходные пищевые производства на Балканах, включая сербскую Imlek, производитель минеральной воды IDS Group, выпускающий, в частности, «Боржоми», и один грузинский сотовый оператор. Никакие загадочные «офшорные активы» на сайте компании, понятно, не обозначены.
Прочая собственность покойного наводит на мысль: человек, удержавший в Кремле первого президента России и приведший туда второго, уже давно не относился к первым богачам планеты. Дом в английском Беркшире, последнее земное пристанище «делателя президентов», принадлежал уже не Березовскому, а его бывшей супруге. Британская пресса сейчас оценивает особняк в 20 миллионов фунтов стерлингов, хотя еще недавно навешивались ценники поскромнее – менее полутора миллионов. Имелась у Березовского и квартира о шести комнатах в престижном лондонском районе Белгравия, купленная в начале 2000-х за 11 миллионов фунтов. Чем не крыша над головой? Хотя, по меркам нашего героя, недвижимость не Бог весть какая.
Ведь, скажем, во Франции, на Лазурном Берегу, Борис Абрамович владел двумя виллами, купленными в благословенном для него 1997 году. За Chateau de la Garoupe и Clocher de la Garoupe он не пожалел 22 миллиона евро. Видимо, Березовский успел покрыть их сусальным золотом и завалить по самую крышу черной икрой, иначе трудно объяснить, почему журналисты наперебой оценивают эти особняки кто в 200, а кто и в 300 миллионов.
Реплика в сторону. Пару лет назад Олег Дерипаска утверждал, что в том же 1997 году Березовский занял у его структур 8,5 миллиона долларов на покупку некой недвижимости. Не этой ли самой? Деньги Березовский так и не отдал. Впрочем, и «шато», и «клоше» сейчас арестованы по запросу российской Генпрокуратуры.
Та же участь постигла и часть недвижимости Березовского в США – например, квартиру в Нью-Йорке, арестованную в 2010 году. Правда, есть сообщения, что она была продана двумя годами ранее. В деловой столице Америки «опасный коррумпированный бандит и хронический лжец» (Forbes от 24 марта) держал фешенебельный клуб Ajna Bar ценою, на конец позапрошлого года, около 10 миллионов долларов.
Отметился Борис Абрамович и южнее: среди его активов упоминается остров Фишер, фешенебельный курорт недалеко от Майями, этого магнита для российской «элиты». Стоимость островка оценивалась в 100-110 миллионов долларов. Правда, тут не все гладко. Фишером Березовский владел совместно с ныне покойным Бадри Патаркацишвили. За их общее имущество он четыре года судился с наследниками грузинского магната. Предметом тяжбы стала и другая их недвижимость, управлявшаяся компанией Euro Fund Properties. Компания строила и продавала жилые поселки класса люкс в Испании и Марокко, а также офисные здания во Франции. Всю недвижимость в ведении EFP, включая и остров Фишер, СМИ оценивали этак в 365 миллионов долларов.
На половину этого имущества Березовский претендовал вплоть до сентября 2012 года, когда он пошел на мировую с семейством Патаркацишвили. То есть на эту собственность Березовский уже явно не надеялся. Свои претензии «известный лжец, мошенник и вор» (тот же Forbes, уже от 26 марта) отозвал через несколько дней после того, как проиграл роковую судебную битву Роману Абрамовичу, от которого требовал свыше 5,5 миллиарда долларов за пакеты «Сибнефти» и «Русала».
Суммы именно такого порядка требовались для спасения Березовскому, судя по тому, какие суммы он занимал. Только за провальный процесс против Абрамовича ему предстояло возмещать 100 миллионов фунтов стерлингов, одолженных на адвокатов и судебные издержки. Не будем прибавлять к этому его личные долги, никем пока не посчитанные, но, видимо, внушительные, если в свои последние дни Березовский не только закладывал раритетные лимузины и распродавал Уорхола, но и «стрелял» у друзей по тысяче-другой на авиабилеты.
Капиталы Березовского таяли еще и благодаря бракоразводным процессам. В конце прошлого года британская Фемида присудила третьей жене олигарха, Елене Горбуновой, активы ее бывшего мужа на 200 миллионов фунтов. Горбунова пошла по пути своей предшественницы Галины Бешаровой. За год до того вторая супруга Березовского добилась от него рекордных «алиментов», которые оценивают в 165-220 миллионов фунтов.
Итого примерно 500 миллионов фунтов стерлингов разного рода достоверно известных долгов, не считая активов, «зависших» по тяжбе с семейством Патаркацишвили и арестованных по запросам Москвы. На этом фоне 200 миллионов, выручаемых от сброса офшорных активов Salford Capital Partners, не выглядят золотым дождем. Если Березовский и вправду покончил с собой, боясь разорения, то вряд ли он возлагал надежды на свои последние миллионы.
Источник www.km.ru
0 коммент.:
Отправить комментарий