Линия отныне такова: кто попался на Кипре, виноват сам, и если российские вкладчики потеряют миллиарды евро – значит, так тому и быть. Вмешательство Москвы возможно, только если помощь понадобится госкомпаниям. В иных случаях спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Хотя, конечно, для порядка выражается озабоченность, что прецедент с конфискацией вкладов в дальнейшем может распространиться и на другие потенциально кризисные страны.
Кипрский кризис сосредоточился в основном в двух банках, судьба вкладчиков которых наши власти больше не интересует. Первый вице-премьер Игорь Шувалов не стал скрывать от них горькой правды. «Если кто-то попадется и потеряет деньги в этих двух крупнейших банках – очень жаль, но предпринимать российское правительство в этой ситуации ничего не будет», – заявил он в эфире телеканала «Россия 1».
Причина в том, намекнул он, что деньги там лежат разные: «Есть те, по которым не были уплачены налоги, есть деньги, по которым были уплачены налоги». Первым, что называется, туда и дорога, а вот вторым могут помочь, но не всем, а выборочно: «Если будут серьезные потери у кого-то, у компаний с госучастием, если будет какая-то конкретная ситуация, мы готовы будем ее рассмотреть публично, прозрачно, здесь, в России, но для этого совсем необязательно помогать Республике Кипр».
В логике Шувалову отказать трудно. Любой вкладчик банка принимает на себя те риски, которые несет банк, в том числе и риск его банкротства. Не хотели оказаться в такой ситуации? Надо было тщательнее выбирать банк: смотреть его место в рейтингах, поинтересоваться группой надежности, ознакомиться с годовыми отчетами и так далее. Много есть способов оценить устойчивость финансового института. Хотя бы застраховать вклад. Полной гарантии не дает ничто, но риски существенно снижаются.
Вторая часть высказывания Шувалова позволяет счастливчикам надеяться, что их потери компенсируют из бюджета, но здесь, в России, и так, чтобы эти деньги не попали на Кипр, где они неизбежно распылятся на всех.
Изменение отношения Москвы к происходящей на Кипре «экспроприации», возможно, связано с тем, что зависшие на Кипре финансы госкомпаний, о которых не так давно говорил Дмитрий Медведев, в основном были сосредоточены в «дочке» ВТБ Russian Commercial Bank, а ее, как пишет «Коммерсант – Деньги», секвестирование вкладов не коснется. Тех же, кто хранил деньги в других банках (о печальной судьбе которых – чуть ниже), российским властям не жалко. К тому же это прекрасный повод продемонстрировать, что Москва отнюдь не покровительствует дельцам теневой экономики, в чем ее так любят упрекать на Западе.
Из речи первого вице-премьера также следует, что в Москве Кипром очень недовольны. Шувалов считает, что остров мог бы поступить в кризис, как и Россия в 2008 году. Тогда российские власти залили наши банки деньгами, а о конфискации части вкладов речь вообще не заводили. Но на Кипре пошли другим путем. «Совершенно другое отношение к вкладчикам… Почему-то есть какое-то оправдание, чтобы эти деньги экспроприировать, конфисковать», – возмущен вице-премьер.
Оправдание, видимо, состоит в том, что у России был Стабилизационный фонд, а у Кипра его не оказалось.
Шувалова беспокоит будущее – Кипр может подать другим неустойчивым экономикам Евросоюза дурной пример, и те примутся кромсать чужие депозиты в своих банках: «Эта ситуация новая. Нас заверяют, что она не будет дальше простираться на другие страны еврозоны... но, знаете, один раз попробовать, понравится, потом уже не остановиться».
Впрочем, ничего такого еще нет, а вот другое негативное последствие островного кризиса России уже коснулось: из нее начали усиленно выводить деньги. Из-за проблем на Кипре портфельные инвесторы принялись распродавать российские активы. Ранее говорилось, что за неделю отток капитала из страны составил почти 290 миллионов долларов. Но из отчета EPFR Global следует, что с 21 по 27 марта из инвестирующих в российские акции фондов «утекло» гораздо больше – порядка 340 миллионов долларов, сообщают «Ведомости». Сильнее отток был только в августе-сентябре 2011 года, когда все опасались распада еврозоны из-за кризиса в Греции. Тогда оттоки из этих фондов доходили до 500 миллионов долларов в неделю. Всего же с начала 2013 года отток капитала из «российских» фондов акций составил порядка 721 миллиона долларов.
«Ситуация на Кипре – тесная связь российского капитала с парализованной банковской системой острова – ухудшила и без того плохое отношение к «российским» биржевым фондам (ETF)», – пояснил газете стратег «Уралсиб кэпитал» Вячеслав Смольянинов.
Отток средств из фондов, ориентированных на Россию, заметно – в полтора-два раза – превышает отток средств из фондов, ориентированных на другие развивающиеся страны, например, Бразилию или Китай.
Правда, некоторые эксперты полагают, что инвесторов от России могли отпугнуть не столько кипрские события, сколько подробности сделки по покупке «Роснефтью» компании ТНК-ВР. «Судьба миноритариев из ТНК-ВР пока не ясна, они пока не имеют никакого отношения к денежным потокам. И это, может быть, даже более важный момент, чем Кипр, – отмечает директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев. – Просто Кипр больше отпиарили. Однако на самом деле наши крупные компании, скажем так, настолько большие, что кипрские потери не особо их задевают», – цитирует его слова «Независимая газета».
Но вернемся к депозитам и Кипру. Их владельцам теперь следует расслабиться и покорно дожидаться, когда все закончится. Для начала в Bank of Cyprus (BC) с депозитов на сумму более 100 000 евро уже 2 апреля будут списаны 37,5% средств: их конвертируют в обыкновенные голосующие акции банка класса А. Акционеры BC, как будущие, так и нынешние, автоматически становятся владельцами неголосующих акций классов B, C и D. Выплаты дивидендов по ним будут осуществляться только после того, как BC выплатит держателям акций класса А дивиденды в размере их вкладов плюс трехмесячная ставка Euribor+10%, описывает весь процесс газета «Коммерсант».
Плюс к этому 22,5% средств будут заморожены до конца рекапитализации банка. Ожидается, что этот период составит не менее 90 дней. На них не будут начисляться проценты по вкладу.
Ну а к лету временный управляющий банка, исходя из текущих обстоятельств, определит, какая часть этой суммы также будет конвертирована в акции класса А, а какая – возвращена с небольшим процентом. Остальные 40% превращать в «тыкву» не станут, но на всякий случай заморозят на 90 дней, а там будет видно.
Но это еще что! Вот кто держал деньги в Cyprus Popular Bank (CPB, он же Laiki), те угодили в переплет. Банк фактически объявлен банкротом и в течение нескольких ближайших лет вряд ли вернет вкладчикам более 10-20%, а то и вообще ничего. Речь идет, конечно, о незастрахованных депозитах.
О численности владельцев урезаемых депозитов есть данные только по Bank of Cyprus – 19 000. Совокупно им принадлежит 8,1 миллиарда евро, из которых у них отберут 4,8 миллиарда. В CPB (он же Laiki) необеспеченные страховыми гарантиями активы оцениваются в 3,2 миллиарда евро. Таким образом, всего вкладчики двух банков потеряют около 8 миллиардов евро.
Ранее министр финансов Кипра Михаил Саррис уже предупредил, что клиентам CPB, вероятно, придется смириться с потерей 80% своих средств. Конечные параметры реструктуризации оказались даже более жесткими, чем предполагалось раньше. Вначале речь шла о 10-процентном конфискационном налоге на вклады свыше 100 000 евро и 7-процентном налоге на вклады менее 100 000 евро. Остальные островные банки будут подвергнуты временным ограничениям, которые продлятся как минимум полтора месяца.
В конце прошлой недели президент Кипра Никос Анастасиадис признал, что европейцы выдвигают республике «беспрецедентные требования» и фактически «ставят на Кипре эксперимент». Ликвидация офшорной зоны сделает остров вдвое беднее, поскольку, по экспертным оценкам, около 45% ВВП Кипра обеспечивалось за счет международных финансовых услуг.
На этом фоне любопытно отметить, что кризис на Кипре оказался кризисом не для всех. Так, компании, принадлежащие родственникам президента страны Никоса Анастасиадиса, перевели десятки миллионов евро из банка Laiki 12 и 13 марта – за несколько дней до приведшего к кризису решения Еврогруппы, сообщила кипрская газета «Харавги», орган местных коммунистов (партия АКЕЛ). Одна из «родственных» компаний за три дня до решения Еврогруппы потребовала досрочной оплаты пяти векселей Laiki на 21 миллион евро, а деньги переправила в Лондон, сообщается в публикации, перепечатанной многими греческими газетами.
Депутат от АКЕЛ Ставрос Эвагору призвал комиссию по расследованию изучить эту информацию и другие сообщения о переводе денег за границу накануне решения Еврогруппы о налоге на депозиты. Эвагору сказал, что, учитывая признание министра финансов, что о предстоящей «стрижке» вкладов было известно, следует изучить и данные о переводе членами кабинета денег за рубеж. Эвагору заявил также, что из-за решений министра финансов и руководства ЦБ рынок остается без ликвидности и продолжается удушение экономики.
Накануне спикер парламента и лидер социал-демократической партии ЕДЕК Яннакис Омиру призвал «освободиться от оков «тройки». Он посетовал, что Никосия ожидала от партнеров по ЕС понимания и поддержки, а вместо этого столкнулась с «вымогательством».
С похожим призывом выступил и предстоятель Кипрской православной церкви (КПЦ) архиепископ Хризостом II. «Сейчас экономика Испании, Португалии и Италии находится в опасности. И если экономика Италии будет разрушена так же, как наша, Евросоюз просто не устоит. Но люди, которые управляют Европой и, в частности, те, кто принимают решения в так называемой «тройке», не понимают многих вещей, и это ведет к развалу Евросоюза. Поэтому я считаю, что нам лучше выйти из него, пока это не произойдет», – сказал архиепископ в интервью российскому «Первому каналу».
Источник www.km.ru
0 коммент.:
Отправить комментарий