понедельник, 1 апреля 2013 г.

Как сэкономить на командировках сотрудников


Коллаж © KM.RU 
 
Америка научит российский менеджмент экономить на поездках сотрудников
На днях стало известно, что международная платежная система American Express решила добровольно зарегистрироваться в едином реестре операторов платежных систем Банка России. По словам руководителя American Express в России Владимира Салахутдинова, диалог с ЦБ на эту тему ведется уже несколько месяцев.
Закон, обязывающий все платежные системы в РФ регистрироваться в ЦБ, вступил в силу в июле 2012 года. Изначально American Express могла спокойно обходится без регистрации и, возможно, жила бы так и дальше, но все-таки решила: пусть будет, так спокойнее.
Казалось бы, событие само по себе рядовое. О каких-то глобальных планах AmEx в России не было слышно уже давно. Опорное финансовое учреждение, «Америкэн Экспресс Банк», увеличивало капитал (до 377 млн рублей) в 2010 году, а прибыли не генерит. Так в чем подвох? Оказывается, дело в технологических решениях, которые позволят российским компаниям и организациям сэкономить аж 700 млн долларов в год на командировках сотрудников.
Откуда цифра?
По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), отечественный рынок делового туризма по итогам 2012 года вышел на показатель 7 млрд долларов, или более 200 млрд рублей, то есть именно столько наши компании потратили на поездки своих сотрудников. Сумма колоссальная, но что интересно: менеджмент верит в нужность и эффективность командировок и не планирует их сокращать, скорее наоборот. Зато те, кто стоит у руля, всерьез настроены сэкономить, используя современные инструменты по управлению расходами.
Согласно исследованию, проведенному компанией Ernst & Young (E&Y), руководство крупнейших компаний, расположенных в России, почти поголовно (81% опрошенных) признает, что командировочные и представительские расходы составляют значительную часть затрат их организаций. При этом они должны быть (просто обязаны!) каким-то образом оптимизированы. Более 65% респондентов сообщили, что в их компаниях уже работают над решением этой задачи.
В мировой практике на командировочные и представительские траты приходится треть (после зарплат и внедрения технологий) всех расходов корпораций. Россия не так далека (15-20% всех расходов) от этого показателя и продолжает приближаться. 74% респондентов отмечают увеличение количества деловых поездок в их компаниях по сравнению с прошедшими пятью годами. Еще 51% ожидают роста числа командировок в ближайшие пять лет. И еще одна цифра: 87% респондентов воспринимают затраты на проведение встреч с партнерами и клиентами как инвестиции в развитие бизнеса. Несмотря на бурный рост современных средств коммуникаций, бизнесмены предпочитают личные встречи. «Около половины опрошенных считают, что эффект от прямого общения отличается от общения посредством теле– и видеоконференций. Предпочтительнее первый», – говорит партнер Ernst & Young Галина Малошенко.
Особенно это актуально для компаний, чей бизнес так или иначе связан с необходимостью часто встречаться с деловыми партнерами из других стран, посещать филиалы в регионах, в конце концов, проводить выездные тренинги и семинары для клиентов. Речь идет не только о бронировании и оплате авиабилетов и гостиниц: общая стоимость каждой отдельно взятой поездки складывается из множества факторов – как очевидных, так и косвенных.
Так как же сэкономить и что значит «управлять? Заменить самолет поездом получится не всегда. Заказывать для всех командировочных гостиницы экономкласса, которые чаще расположены на окраине, – пройденный этап. С наступлением кризисных времен часто ездящих сотрудников низшего и среднего звена и без того лишили комфортного проживания. Отчасти это коснулось и высшего менеджмента. Правда, срывы переговоров из-за плохой дороги или еды в отеле оказались еще дороже – отказались.
По словам старшего вице-президента American Express Global Corporate Payments в Европе Брендана Уолша, избежать лишних затрат можно, если использовать механизмы контроля затрат: «Рынок деловых поездок в России составляет 7 млрд долларов в год. До 10% затрат можно сэкономить, применяя современные практики в области резервирования и управления деловыми поездками».
Как это работает?
Все дело в использовании корпоративных кредитных счетов (travel account). Они представляют собой трехсторонний договор, по условиям которого платежная система (банк) открывает клиенту корпоративный кредитный счет (чаще имеет форму «виртуальной карты»). Средства на счете не лимитированы и предоставляются без процентов на срок до 58 дней. В конце каждого месяца владельцу счета предоставляется детализированная выписка по совершенным операциям.
Услуги по оплате таких счетов в России предоставляют только американские Diners Club и American Express. Третей стороной в договоре выступает агентство делового туризма, которое предоставляет компании-клиенту комплексные услуги по деловым поездкам или любому мероприятию. В России 30-40 таких агентств, штат которых составляет от 100 до 1500-2000 сотрудников. Таким образом, заказывая поездку в агентстве, с которым сотрудничает та или иная компания, сам деловой путешественник или специалист компании (трэвел-координатор) с помощью карты оплачивает всю программу, включая дорогу, проживание и питание в гостинице, трансферы и даже банкет в ресторане или организованное корпоративное мероприятие.
По словам Галины Малошенко из Ernst & Young, travel account представляет собой вариацию услуги банка по краткосрочному кредитованию корпоративных клиентов. Он позволяет централизованно контролировать операции и экономит время на авторизацию платежей. У самих компаний появляется возможность улучшить показатели ликвидности.
Глава American Express в России Владимир Салахутдинов отмечает, что корпоративные счета позволяет компаниям, чьи сотрудники их используют, получить отсрочку платежа. А поскольку срок оплаты услуг поставщиков увеличивается, высвобождается оборотный капитал. Его можно пустить, например, на развитие компании.
В беседе с корреспондентом KM.RU Владимир Салахутдинов не смог назвать объем средств, который American Express готова вложить в ближайшее время в продвижения корпоративных кредитных счетов, ссылаясь на политику конфиденциальности. Одно ясно точно: раз российские компании хотят сэкономить, а технологии, которыми пользуются крупнейшие корпорации (70% крупнейших мировых компаний из списка Fortune Global 500 являются клиентами AmEx), можно сказать, сами в руки идут.
Не только для больших
Преимущества использования корпоративных счетов очевидны, и со временем их могут принять на вооружение и небольшие компании, считает директор Ассоциации агентств делового туризма Елена Лебедева. «Мало кто об этом задумывается, но ежедневно мы тратим тонны бумаги. Например, одно крупное агентство делового туризма распечатывает 7000-8000 документов в день, и это только для бухгалтерских нужд. А все потому, что в России бумажный документооборот», – рассказала эксперт. По ее мнению, использование карт станет еще одним шагом к электронному бухгалтерскому обороту.
Что в сухом остатке? Командировки даже в самые отдаленные точки страны, а возможно, и мира превратятся всего лишь в деловые поездки. Приятные компенсации за утомительные часы и дни, проведенные в дороге, а потом в гостинице, уйдут в прошлое. Все до единой копейки будет учтено заранее, а то, что будет потрачено сверх того, будет тянуть на нецелевые расходы.
Понимают эту перспективу и в American Express. «Российский бизнес будет расти за счет экспансии, а здесь особенно важно, чтобы все направления их деятельности работали эффективно и приносили прибыль», – резюмировал г-н Салахутдинов.

Источник  www.km.ru    

0 коммент.:

Отправить комментарий