Теперь вот прорвалось на Кипре. Пострадали российские компании, и государство не намерено бросать их в беде. Глава «Внешэкономбанка» Владимир Дмитриев объявил вчера, что для помощи им будет создан специальный механизм временной поддержки российского бизнеса, угодившего в кипрскую западню.
ВЭБу к такой роли не привыкать. Тем же самым он занимался и в 2008 году, причем, как следует из его отчетов, весьма успешно: должники деньги вернули. Сейчас компании опять попросили о помощи, и государство откликнулось. Вчера в интервью агентству Bloomberg Дмитриев рассказал: «Предполагается, что будет создан механизм для временной поддержки российского бизнеса».
Деятельность спасателя ВЭБу немного не по профилю, но что делать. Изначально он создавался как госкорпорация для развития и внешнеэкономической деятельности, которая «действует для обеспечения повышения конкурентоспособности экономики России, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности», напоминает «Независимая газета».
Также ВЭБ осуществляет функции государственной управляющей компании пенсионных накоплений. Не всех, а лишь так называемых «молчунов» – граждан, которые не смогли или не захотели выбрать негосударственный пенсионный фонд для инвестирования пенсионных средств, перечисляемых работодателем. Наблюдательный совет ВЭБа возглавляет глава правительства: раньше это был Владимир Путин, теперь – Дмитрий Медведев.
Похоже, все развитие российской экономики, которым призван заниматься ВЭБ, пока сводится к спасению погрязших в финансовых неприятностях компаний. Тоже развитие, хотя и весьма специфическое.
Надо отметить, что решение о спасении пострадавших было принято довольно оперативно. В 2008 году на это потребовалось гораздо больше времени. Эксперты видят причину в том, что ущерб нашим компаниям от Кипра, видимо, оказался более серьезным, чем до сих пор считалось.
На этот счет появились уже прогнозы. Так, Центр развития Высшей школы экономики считает, что «кипрский кризис может привести к заметному торможению инвестиционной активности в России». Но это еще не самое страшное: «Кипр может «съесть» до 1,8-1,9% прироста ВВП, то есть остановить экономический рост в России вообще. Если предположить, что правительство Кипра пойдет по пути долгосрочного замораживания крупных банковских вкладов, то в моменте (до того как вклады будут разморожены) потери российских резидентов могут составить до 30 миллиардов евро, то есть около 1,5% ВВП».
Маленький остров способен оказаться довольно зловредным для нашей экономики, хотя, конечно, без умысла: его «топит» Евросоюз, как говорил в свое время Венедикт Ерофеев, «в назидание народам древности». Последнее выражение лучше всего подходит для оценки той бессмысленной жесткости, которую проявляют в этом вопросе европейские кредиторы.
И больнее всего она ударила по России, поскольку, по данным «Росстата», около четверти всех прямых иностранных инвестиций приходили в последние годы в Россию с Кипра. Это – наши деньги, просто их перебросили на остров, а потом вернули на родину под видом якобы иностранных инвестиций. Если средства на Кипре заморозят, канал поступления этих денег окажется перекрытым.
Тем самым под удар попадут прежде всего электроэнергетика, пищевая промышленность, недвижимость, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, прикинули экономисты. «Такую цену придется заплатить за слабость российских институтов, прежде всего защиты прав собственности и судебной системы, заставляющей бизнес искать защиты в офшорных юрисдикциях», – говорят авторы прогноза ЦР ВШЭ.
Финансовая привлекательность Кипра утекает, словно песок между пальцев. Островные власти озабочены разработкой мер контроля за движением капитала, которые должны предотвратить паническое бегство денег с острова. «Банки будут снова открыты в четверг. Мы будем искать наилучший способ ограничить возможность вывода больших сумм, не налагая карательных санкций на экономику, компании и частных лиц», – обещает министр финансов Кипра Михалис Саррис.
Еще бы! Конечно, будут искать, иначе Кипр ждет честная бедность, а вчерашним управляющим офшорных компаний придется если и не пасти овец, то заниматься чем-то сильно попроще, чем их прежняя деятельность, – например, переходить в сферу обслуживания туристов. Впрочем, единодушно полагают эксперты из самых разных кругов, уход офшорного бизнеса с острова уже не остановить ничем.
Москва тем временем надеется, что Кипр не пойдет на слишком жесткие меры. Первый зампред российского ЦБ Алексей Симановский не ожидает, что кипрские власти введут ограничения на межбанковские операции. Скорее, говорит он, ограничения коснутся только операций клиентов банков.
Из-за неясности, какими будут все меры киприотов, в ЦБ не могут оценить последствия заморозки российских денег в их банках.
В этот раз российским компаниям понадобится не такая большая государственная помощь, как в 2008 году, считают одни аналитики. «Объемы помощи все же не будут столь велики, как в 2008-2009 годах, – говорит ведущий эксперт аналитического департамента компании «Альпари» Леонид Матвеев. – Ведь масштаб проблем не тот. Скорее, тут речь идет об ускоренном выделении кредитов, причем на рыночных условиях».
Другие, наоборот, бьют тревогу и допускают, что «офшорный пожар» придется гасить деньгами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния и даже пенсионными накоплениями. «К сожалению, в реалиях нашего «госкапитализма» возможен и такой вариант, когда деньги из Пенсионного фонда могут быть использованы как «подушка безопасности» и дополнительная помощь пострадавшим в кризис компаниям», – говорит председатель правления «ФлексБанка» Марина Мишурис.
Интересно также отметить, что в ходе кипрского кризиса не все вкладчики были равны: некоторые оказались «равнее» других. Из закрытых островных банков были переведены сотни миллионов евро через представительства кипрских банков в Лондоне и Москве, в то время как простые киприоты не могли снять с банкоматов более 100 евро в день, сообщил греческий телеканал «Мега».
Произошло это потому, что управляющий Центральным банком Кипра Паникос Димитриадис разрешил продолжать работу филиалам Банка Кипра и Кипрского народного банка (КНБ) в Лондоне. В результате были сняты крупные суммы с их счетов в британской столице и через один российский банк в Москве.
«В то время как продолжались переговоры между кипрским правительством и европейцами и были введены ограничения на снятие средств на Кипре, были сняты сотни миллионов евро через отделения кипрских банков за границей – в Великобритании и России, – сообщает телеканал. – Эти снятия были оправданны необходимостью закупки «гуманитарной помощи», приобретением лекарств или топлива для самолетов. Европейские переговорщики поняли, что что-то идет не так, когда Центральный банк Кипра запросил больше купюр, чем та сумма, которую он предварительно заявил в Европейский центральный банк (ЕЦБ) во Франкфурте-на-Майне».
Упомянутый российский банк, на 80% принадлежащий кипрским владельцам, тут же опроверг свое участие в такой операции и заявил, что для структуры его активов она в принципе невозможна. Впрочем, правда выявится совсем скоро. Если окажется, что такие операции действительно проводились, то в островных банках должно остаться гораздо меньше денег, чем раньше считалось, а это, в свою очередь, будет означать, что процент удержания с крупных депозитов неминуемо повысится и будет составлять в Банке Кипра 50%, а в Кипрском народном банке – даже 80%.
Сегодня стало известно, что из Германии на Кипр было доставлено спецрейсом 5 миллиардов евро наличными – как раз половина из обещанной помощи ЕС. Остров готовится к массовой выдаче денег по депозитам.
Своими очертаниями остров Кипр сильно напоминает электрогитару. Похоже, всю музыку на ней теперь будет исполнять ЕС, и она окажется весьма меланхоличной.
Источник www.km.ru
0 коммент.:
Отправить комментарий