Сейчас же эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) предвидят, что эта цифра может увеличиться вдвое, и прогнозируют дефицит в триллион. С одной стороны, виноваты ряд объективных факторов, из-за которых доходы снизятся, а с другой – свежевнедренное «бюджетное правило», из-за которого дополнительные доходы так просто не возьмешь, поскольку оно предписывает наполнять ими Резервный фонд, и лишь когда тот достигнет 7% от ВВП, половину его можно будет потратить на удовлетворение текущих потребностей. Но до 7% Резервному фонду еще далеко, это дело даже не будущего года, так что придется потерпеть.
Как отмечает заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко, дополнительные средства нужны для того, чтобы выполнить уже запланированные обязательства бюджета. Она рассказала, что сокращение доходов бюджета вызвано двумя причинами. Во-первых, правительство решило проводить приватизацию госкомпаний не с помощью продажи принадлежащих в них государству долей, а посредством дополнительных эмиссий акций. Вследствие этого средства от продажи компаний достаются не бюджету, а самим корпорациям. Итог: в 2013 году бюджет получит от продажи госимущества только 60 миллиардов рублей вместо планировавшихся ранее 427 миллиардов.
Во-вторых, пришло время собирать в житницы ранее выплаченный НДС тем компаниям, которые завершили крупные инфраструктурные проекты. К таковым, в частности, относится подготовка к саммиту АТЭС, который прошел в прошлом году, и Олимпиаде в Сочи, намеченная на будущий год. За счет таких вычетов бюджет не получит 130 миллиардов рублей.
Для преодоления этих обстоятельств правительство готовит план по мобилизации дополнительных доходов на 500 миллиардов рублей. Он будет готов к лету, рассказал министр финансов Антон Силуанов. Если их не найдут, будет увеличен государственный долг, но пока неизвестно, внутренний или внешний.
При всем при том текущая цена нефти намного превышает указанную в федеральном законе о государственном бюджете – 97 долларов за баррель против текущей 111,7. 12 марта министр финансов Антон Силуанов заявлял, что дополнительные доходы от высоких цен на углеводороды составят 230 миллиардов рублей, но использовать их нельзя. Причина состоит в том, что с 2013 года в России действует «бюджетное правило», ограничивающее возможности правительства направлять на текущие расходы средства от продажи нефти и газа. Для нефтегазовых доходов устанавливается специальная «цена отсечения», рассчитанная как средняя цена на нефть за последние несколько лет. В 2013 году она составляет 91 доллар за баррель. Все, что сверх этого, должно направляться в Резервный фонд на вышеуказанных условиях.
О наполнении Резервного фонда речи пока не идет: к началу марта его объем составил 2,6 триллиона рублей, что было равно 3,9% ВВП. Этот путь отпадает. А что остается? Ненефтегазовые доходы. Однако они не проявляют склонности к росту. Более того, 20 марта в Минфине заявляли, что по итогам года бюджет может недополучить от 80 до 130 миллиардов рублей ненефтегазовых доходов. А 26 марта «Ведомости», сославшись на расчеты Центра развития Высшей школы экономики, сообщили, что если сборы НДС останутся на уровне января-февраля, то за год бюджет недополучит 400 миллиардов рублей от НДС.
Ситуация может закончиться еще одной жесткой критикой правительства со стороны президента, поскольку ранее он повелел планомерно снижать дефицит бюджета и вывести его на ноль к 2015 году, а вместо этого тот только вырастет. Президент традиционно не любит никакой дефицит, пусть и самый незначительный. «Даже небольшой дефицит для России (я с этим не могу не согласиться, учитывая нашу зависимость от мировой конъюнктуры) – это риск, и мы должны его минимизировать», – сказал он в апреле 2012 года.
При этом следует отметить, что ситуация со структурой бюджета за последние годы изменилась коренным образом. Если в 2008 году федеральный бюджет потратил только 6,7 триллиона рублей, то к 2012 году показатель вырос почти в два раза – до 12,8 триллиона. Расходы увеличивались даже в кризисный 2009 год: они выросли на 1,9 триллиона рублей против 2008 года. Зато доходы в 2009 году составили 7,3 триллиона рублей, хотя в 2008 были 9,2 триллиона. На докризисный уровень доходы вернулись только к 2011 году, и все это время расходы государственной казны росли.
И еще одна его особенность. В 2008 году бюджет был сбалансирован при плановых ценах на нефть в 60 долларов за баррель, а в 2012 году имел дефицит при цене барреля Urals в 105 долларов, в 2013-м – при цене в 97 долларов. Данное обстоятельство говорит о том, что радикально сократить дефицит бюджета за счет роста доходов сейчас невозможно.
На этом фоне мировые финансовые эксперты дружно пересматривают свои оптимистичные прогнозы по экономике России на ближайшее время, сообщает «Финмаркет». Не так давно экономисты Фонда международной экономики Нуриэля Рубини, как и многие другие, предполагали, что замедление в начале года окажется временным, рост нашей экономики во втором полугодии ускорится, а в целом в 2013 году она вырастет на 3,7%. Теперь же они говорят, что высокая инфляция сдержит рост потребления, а плохой деловой климат встанет на пути инвестиционного бума. В 2014 году Россию ждет стагнация, значительного ускорения не будет, а темпы роста в 2013 году составят 3,3%. В 2014 году рост замедлится еще больше – до 3,2%.
Во втором полугодии ускорение роста будет обеспечено улучшением ситуации в мировой экономике и хорошим урожаем. Замедление китайской экономики окажется не таким глубоким, как прогнозировалось ранее. Китайский спрос поддержит высокие цены на нефть, а значит, и уверенность потребителей в России. Но замедление Китая в 2014 году продолжится, что скажется на темпах роста России.
Наш рост выйдет за счет внутреннего потребления в 2013-2014 годах, а его обеспечат умеренное увеличение зарплат и неумеренное – потребительского кредитование: на 40% к прошлому году. Мешать же этому станут высокие цены на продукты питания, традиционно отбивающие у потребителей желание тратить деньги. Если в 2011 году розничные продажи выросли на 9%, то в конце 2012 года рост замедлился до 4,8%.
Осложняет ситуацию и то, что импорт будет расти быстрее, чем экспорт, а спрос на углеводороды со стороны ЕС упадет по причине кризиса. Экспорт же в Азию тормозит неразвитая инфраструктура. Росту промышленного производства будет мешать нехватка мощностей.
Особого роста инвестиций ждать тоже не приходится. У России, по оценке Фонда Рубини, одни из худших условий для ведения бизнеса среди развивающихся стран. Слабый рост частных инвестиций частично компенсирует рост госрасходов, но в основном они будут связаны с Олимпиадой в Сочи, развитием Дальнего Востока и оборонным сектором.
Эксперты также сомневаются, что «бюджетное правило» будет выдерживаться в текущем году с необходимой строгостью, поскольку уже заметно увеличение социальных расходов и расходов на оборону. Ни то, ни другое не ускорит экономический рост, зато перевооружение армии вполне может усилить коррупцию и привести к пустой трате денег.
Курс рубля сейчас ослабляется естественным образом – из-за шоков, вызванных выборами в Италии и кипрским кризисом. Но уже во втором квартале рубль стабилизируется. Потом, из-за замедления Китая и снижения цен на нефть, к декабрю доллар подорожает до 31 рубля, а в 2014 году – до 32 рублей.
В целом же эксперты говорят, что 2013 и 2014 годы будут для России потерянными.
Источник www.km.ru
0 коммент.:
Отправить комментарий